Просмотр содержимого документа
«Консультация "Использование интерактивных технологий в коррекции и развитии речи"»
Группа задач коррекционно-образовательного и воспитательного цикла: 1. Коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей следующих речевых и языковых средств: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух, фонематическое восприятие, лексико-грамматические компоненты языка. 2. Формирование и развитие навыков учебной деятельности: учить осознавать цели, самостоятельно решать поставленные задачи, достигать поставленные цели, оценивать результаты деятельности. 3. Развитие знаковой функции сознания. 4. Развитие словесно-логического мышления. 5. Развитие зрительного и слухового восприятия. 6. Развитие вербальной и зрительной памяти. 7. Развитие внимания. 8. Развитие мотивационной сферы детей. 9. Развитие эмоционально-волевой сферы детей: воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
III. Группа задач творческого цикла: 1. Развитие воображения. 2. Развитие познавательной активности.
В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений программа включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Коррекционно-образовательное содержание каждого блока позволяет организовать логопедическую работу в соответствующем направлении. Компьютерная программа проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Основное управление в ней происходит при помощи манипулятора «мышь», при необходимости оно может дублироваться клавишами клавиатуры.
Структура и содержание специализированной компьютерной программы
Блок «Просодика» Упражнения блока направлены на коррекцию просодических характеристик речи. Он включает в себя 4 модуля. Модуль «Дыхание» Упражнения модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса.
Модуль «Слитность» Упражнения модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.
Модуль «Ритм» Упражнения модуля позволяют работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.
Модуль «Высота и тембр» Упражнения модуля позволяют визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции, выбрать приемлемый тембральный диапазон, построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка.
Блок «Звукопроизношение» Работа с упражнениями блока позволяет развивать эфферентное и афферентное двигательное звено речевой системы. Целесообразно совмещать работу с упражнениями данного блока с проведением артикуляционной гимнастики и работой перед зеркалом при постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
Блок «Фонематика» Блок направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.
Модуль «Звуки» Упражнения модуля позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и их звукокомплексов.
Модуль «Слова». Упражнения модуля можно использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.
Модуль «Анализ» Упражнения модуля позволяют организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.
Модуль «Синтез» Упражнения модуля позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей
Блок «Лексика» Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Он включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.
Модуль «Слова» Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков, способствуют формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова.
Модуль «Словосочетания» Упражнения модуля позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний.
Модуль «Валентность» Упражнения модуля позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, грамматической структурой слов и словосочетаний, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь ребенка по семантическим полям на основе парадигматических связей.
Используемые технические средства Минимальные требования: Pentium-233 или выше, 32 Mb Ram, 1 Mb Video, OC Windows, DirectX-совместимые звуковая и видеокарта, мышь, CD-Rom, стандартный компьютерный микрофон.
Специальные условия применения и требования организационного, технического и технологического характера.
Специализированная компьютерная программа предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с нарушениями речевого развития. Занятие с использованием компьютерной технологии является комплексным и представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения.
Оно включает в себя 3 основных этапа:
1. Подготовительный. Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребенка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Ребенок вводится в проблемную ситуацию. 2. Основной. Решаются поставленные коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям занятия.
3. Заключительный. Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребенком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения (физкультурные минутки, включающие комплекс физических и дыхательных упражнений, направленных на расслабление; лицевой, точечный массаж). Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной программы встраивается в систему общей коррекционной работы. Ее использование осуществляется при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.
В рамках этого подхода учитель-логопед составляет индивидуальный план коррекционной работы и производит отбор необходимых коррекционных задач.
Для работы программы на компьютере должна быть установлена программа DirectX 5.1 и выше. Автор: Лизунова Л.Р. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Компьютерная программа «Игры для Тигры», являющаяся частью компьютерной технологии, предусматривает возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития ребенка и индивидуальной настройки параметров программы. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы с ее использованием индивидуальные возможности и коррекционпо-образовательные потребности ребенка. Практический опыт работы с детьми дошкольною возраста показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому при разработке специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребенок, используя понятные и доступные для него средства управления. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализует на практике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации. Таим образом, современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей.
^Программа «Видимая речь»
Практика работы с детьми с ОВЗ показывает, что большинство из них имеют негрубые нарушения в функционировании центральной нервной системы. В речи младших школьников с ОВЗ эти нарушения проявляются в виде недоразвития или отклонений в развитии различных сторон речи: звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, связной и письменной речи. Все эти нарушения могут привести к стойкой школьной неуспеваемости ребенка, но исправить их на уроках, только силами учителя, невозможно. Такие недостатки требуют специальной коррекционно-логопедической работы. И здесь на помощь педагогам и детям приходит компьютер.с использованием компьютерных программ «Видимая Речь I» и «Видимая Речь II». Компьютер, конечно, не основной инструмент нашей профессиональной деятельности. Но это серьезный и объективный помощник. Прежде всего, он помогает в диагностике и отслеживании результатов нашей с ребенком совместной деятельности. Огромное преимущество «Видимой Речи» в том, что она позволяет «подстроить» компьютер под индивидуальные особенности речи каждого ученика, создавая одновременно необходимую базу данных. Она отражает в цифрах и графиках особенности голоса ребенка, темп и плавность речи, особенности звукопроизношения и то, как все эти показатели меняются от занятия к занятию. Обработка данных - большая и очень важная часть работы с «Видимой Речью», ведь компьютер позволяет нам оценить речь ребенка, опираясь на объективные данные. К сожалению, еще не созданы компьютерные программы, ориентированные исключительно на речевую диагностику, учитывающие все аспекты произносительной стороны речи, и компьютер остается пока еще подспорьем, а не основным средством на важнейшем этапе обследования и постановки речевого диагноза.
Другая область применения «Видимой Речи» - это собственно коррекция произношения учеников. Работа с компьютером - только один из этапов логопедического занятия. Какие бы цели ни ставил перед собой логопед, структура занятия остается традиционной, и с «Видимой Речью» ребенок встречается 2 раза в неделю по 5-7 минут. Нельзя не сказать об одном очень важном моменте - мотивации. Например, этап автоматизации изолированного звука, на обычном занятии довольно скучный момент, с компьютером превращается в интересную и желанную игру. Но и здесь педагог должен быть начеку, не позволяя ребенку просто играть (и наиграться). Логопед должен «встраивать» компьютер в систему занятий с ребенком, учитывая насущные цели работы и возможности ученика. На одно занятие берется, как правило, 2-3 модуля и на них отрабатывается тот речевой материал, который ребенок усвоил на занятии. Смена упражнений производится также в соответствии с поставленными на занятии целями. Компьютер следует использовать лишь там, где он действительно необходим, не злоупотребляя им на занятиях, иначе ребенок будет относиться к нему, как к игрушке. Навыки, отработанные с помощью «Видимой Речи», постепенно переводятся на самоконтроль, и к концу обучения опора на компьютер перестает быть необходимой.
«Видимая Речь» позволяет нам исправлять недостатки не только устной, но и письменной речи. Очень распространенное нарушение - неразличение звонких и глухих согласных - встречается при нарушениях физического и фонематического слуха и влияет на качество письма под диктовку. Компьютер позволяет детям увидеть разницу в произношении звонких и глухих звуков, и это помогает им уловить тактильно-вибрационные ощущения от включения и выключения голоса.
Только занятия с «Видимой Речью» позволили нам в полной мере осознать, насколько трудно детям с ОВЗ управлять своим голосом. Большинство наших учеников имеют сохранный физический слух, и. тем не менее, голосовые модуляции для них очень сложны. Компьютер помог детям усвоить такие понятия как «высокий голос», «низкий голос», «ударение», «плавное произнесение», «отрывистое произнесение», «повысить голос», « понизить голос». С опорой на зрительный анализатор работа над выразительностью речи стала значительно проще.
Наконец, нельзя не упомянуть довольно большую группу учащихся, в логопедическом диагнозе которых значится «логоневроз». Путей преодоления заикания много, и один из них - использование на занятиях «Видимой Речи».
Пока у ребенка не выработался навык самоконтроля над плавностью и выразительностью речи, ему помогает компьютер. «Видимая Речь» используется нами при работе над следующими разделами логопедической коррекции:
-постановка звука;
-автоматизация согласных звуков изолированно, в слогах, словах и связной речи;
-дифференциация согласных и гласных звуков;
-работа над плавностью, выразительностью, скоростью речи;
-устранение отдельных недостатков письменной речи (дифференциация звонких и глухих согласных, отработка понятий «слог», «слово», «предложение»).