Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается и в более позднем возрасте отставание может компенсироваться с трудом и не полностью. Для речевой функции таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка. К этому времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает словарь. Если же в это время речевому развитию ребёнка не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Игры для развития мелкой моторики"»
(педагогическая копилка)
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити - ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок»
В.А.Сухомлинский
Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается и в более позднем возрасте отставание может компенсироваться с трудом и не полностью. Для речевой функции таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка. К этому времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает словарь. Если же в это время речевому развитию ребёнка не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
Формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию в образовательной деятельности.
М.М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это означает, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев находится неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с развитием речи. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта взаимосвязь – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Следовательно, совершенствование мелкой моторики ребёнка – это совершенствование его речи. Для развития мелкой моторики нам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, нужно только направить их фантазию в нужное русло. Обычно дети любят играть, манипулировать с предметами – заместителями, придумывать для них новое применение. Если дать ребёнку обычные бельевые прищепки, то мы увидим, насколько богата его фантазия. А если прищепки окажутся ещё и разноцветными, сколько интересных поделок вы можете сделать вместе со своим малышом. Но для этого необходимо проявить немного творчества. Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней. Для пальчиковых игр подойдут: 1. Мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, самомассаж шариком Су-джок);
2. Верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами; 3. Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук; 4. Щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Игры с массажным мячиком
Разминка № 1
Ручки, ручки, просыпайтесь.
Пальчики, пальчики, просыпайтесь.
Головка, головка, просыпайся.
Животик, животик, просыпайся.
Ножки, ножки, просыпайтесь.
О. Крупенчук
Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук. Катают мячик круговыми движениями по голове. Катают мячик круговыми движениями по животу. Катают мячик по правой, а затем по левой ноге.
Разминка № 2
Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимый мячик!» — Скажет утром каждый пальчик.
Раз, два, три, четыре, пять.
Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.
Только брату отдает: Брат у брата мяч берет.
О. Крупенчук
Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Поочередно передают мячик из одной руки в другую руку
Бежит ежик по дорожке
Бежит ежик по дорожке,
У него кривые ножки,
Весь иголками оброс, — Жалко ежика до слез.
К Шефер
Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями
Веселые прыжки
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Никогда не плачут,
Вместе с нами скачут.
Александрова
Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки
Наши ручки
Это ручка — правая.
Это ручка — левая.
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая.Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
О. Крупенчук
Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Ходит ежик без дорожек
Ходит ежик без дорожек
По лесу, по лесу
И иголками своими
Колется, колется.
А я ежику-ежу
Ту дорожку покажу,
Где катают мышки
Маленькие шишки.
О. Крупенчук
Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо- влево между ладонями. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Самомассаж шариком Су-джок.
1, 2, 3, 4, 5! Буду шарик я катать, По ладошке прокачу И ее пощекочу. Шар по кругу я катаю И ладошку разминаю. И по пальцам прокачу Каждый я пощекочу. Вверх-вниз, вверх-вниз, Шар по пальчику катись. Сильно шарик я сожму, Подержу и разожму.
Игры с крупными бигуди
Загудел паровозик
Загудел паровоз
И вагончики повез
«Чу-чу-чу-чу-чу! Далеко я укачу!»
Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.
Поезд и самолет
Поезд песенку поет: «Ту-ту-ту-у-у-у-у-у!»
Улетает самолет
В высоту: «У-у-у-у-у-у-у-у!»
Э. Мошковская
Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой. Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки направляют вверх над головой.
Пароход плывет по речке
Пароход плывет по речке,
Из трубы дымят колечки.
Ту-ту-ту-у-у-у-у!
А. Барто
Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой
Игры с прищепками
Гусенок
Вот проснулся,
Встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок:
— Дай, хозяйка, корма мне раньше, чем моей родне.
О. Крупенчук
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу.
Гусь крикливый
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет: «Га-га-га!»
Е. Янушко
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу
Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка»
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе. Гладит мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»
Игры с резинками для волос
1-й вариант
Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант
Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
Самомассаж зубной щёткой
Плывёт зубная щётка, Как по морю лодка, Как по речке пароход, По пальчикам она идёт! А. ДорогавцеваДети берут в руки зубную щётку Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца И заканчивая мизинцем.
Игры с платочками.
Тесто
Месим, месим тесто! Есть в печи место! Будут, будут из печи Булочки и калачи! Дети берут платочек за двауголка и пальцами обеих руксобирают платочек в обе ладони.
Прятки
Пальчики играли в прятки, Ловко прятались в кроватке. Вот так, вот так, Ловко спрятались в кроватке. А. СавушкинаДети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.
Клювы
Клювов длиннее Не видывал я, Чем клювы у цапли И журавля! О. КрупенчукРебёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.
Игры с бусами
Бусы Дома я одна скучала, Бусы мамины достала,Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю. О. КрупенчукДети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и в обратном порядке.
Литература
1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.