kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Игры для развития мелкой моторики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В.А.Сухомлинский

            Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается и в более позднем возрасте отставание может компенсироваться с трудом и не полностью. Для речевой функции таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка. К этому времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает словарь. Если же в это время речевому развитию ребёнка не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.             

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Игры для развития мелкой моторики"»










(педагогическая копилка)
































«Истоки способностей и   дарования  детей – 

на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити - ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается и в более позднем возрасте отставание может компенсироваться с трудом и не полностью. Для речевой функции таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка. К этому времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает словарь. Если же в это время речевому развитию ребёнка не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

  2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

  3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

  4. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию в образовательной деятельности.

М.М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это означает, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев находится неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с развитием речи. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта взаимосвязь – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Следовательно, совершенствование мелкой моторики ребёнка – это совершенствование его речи. Для развития мелкой моторики нам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, нужно только направить их фантазию в нужное русло. Обычно дети любят играть, манипулировать с предметами – заместителями, придумывать для них новое применение. Если дать ребёнку обычные бельевые прищепки, то мы увидим, насколько богата его фантазия. А если прищепки окажутся ещё и разноцветными, сколько интересных поделок вы можете сделать вместе со своим малышом. Но для этого необходимо проявить немного творчества. Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней. Для пальчиковых игр подойдут: 1. Мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, самомассаж шариком Су-джок);

2. Верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами; 3. Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук; 4. Щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;

5. Платочки; 6. Бигуди; 7. Счётные палочки; 8. Резиночки для волос.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Игры с массажным мячиком


Разминка № 1

Ручки, ручки, просыпайтесь.

Пальчики, пальчики, просыпайтесь.

Головка, головка, просыпайся.

Животик, животик, просыпайся.

 Ножки, ножки, просыпайтесь.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в ру­ках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук. Катают мячик круговыми движениями по голове. Катают мячик круговыми движениями по животу. Катают мячик по правой, а затем по левой ноге.

 

Разминка № 2

 Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» — Скажет утром каждый пальчик.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.

Только брату отдает: Брат у брата мяч берет.

О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Поочередно передают мячик из одной руки в другую руку

 

Бежит ежик по дорожке

Бежит ежик по дорожке,

 У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, —
Жалко ежика до слез.

К Шефер

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями

 

Веселые прыжки

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Никогда не плачут,

Вместе с нами скачут.

Александрова

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки

 

Наши ручки

Это ручка — правая.

 Это ручка — левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая.Будет сильной левая.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мя­чик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каж­дым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, за­тем меняют руки. Крепко сжимают мя­чик в правой руке. Крепко сжимают мя­чик в левой руке. Катают мячик в ру­ках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

 

Ходит ежик без дорожек

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И иголками своими

Колется, колется.

А я ежику-ежу

Ту дорожку покажу,

Где катают мышки

Маленькие шишки.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая
движения вперед-назад, вправо- влево между ладонями. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки. Катают мячик в руках, делая дви­жения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Самомассаж шариком Су-джок.

1, 2, 3, 4, 5! Буду шарик я катать, По ладошке прокачу И ее пощекочу. Шар по кругу я катаю И ладошку разминаю. И по пальцам прокачу Каждый я пощекочу. Вверх-вниз, вверх-вниз, Шар по пальчику катись. Сильно шарик я сожму, Подержу и разожму.

Игры с крупными бигуди

Загудел паровозик

Загудел паровоз

И вагончики повез

«Чу-чу-чу-чу-чу! Далеко я укачу!»

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Поезд и самолет

Поезд песенку поет: «Ту-ту-ту-у-у-у-у-у!»

Улетает самолет

В высоту: «У-у-у-у-у-у-у-у!»

Э. Мошковская

Катают бигуди между ладоня­ми вперед-назад, руки держат перед собой. Катают бигуди между ладоня­ми вперед-назад, руки направля­ют вверх над головой.

 

Пароход плывет по речке

Пароход плывет по речке,

Из трубы дымят колечки.

Ту-ту-ту-у-у-у-у!

А. Барто

Катают бигуди между ладоня­ми вперед-назад, руки держат перед собой

Игры с прищепками

Гусенок

Вот проснулся,

Встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок:

— Дай, хозяйка, корма мне раньше, чем моей родне.

О. Крупенчук

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фа­ланги пальцев правой, а за­тем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу.

 

Гусь крикливый

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идет гулять в луга

И гогочет: «Га-га-га!»

Е. Янушко

Бельевой прищепкой дети при­щепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем ле­вой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу

 

Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе. Гладит мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»

Игры с резинками для волос

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

Самомассаж зубной щёткой

Плывёт зубная щётка,                               Как по морю лодка,                                  Как по речке пароход,                              По пальчикам она идёт!                                     А. Дорогавцева Дети берут в руки зубную щётку Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца И заканчивая мизинцем.

Игры с платочками.

Тесто

Месим, месим тесто!                                  Есть в печи место!                                             Будут, будут из печи                                 Булочки и калачи!      Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони.

Прятки

Пальчики играли в прятки,                        Ловко прятались в кроватке.                     Вот так, вот так,                                         Ловко спрятались в кроватке.                  А. Савушкина Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Клювы

Клювов длиннее     Не видывал я, Чем клювы у цапли И журавля!   О. Крупенчук Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.

Игры с бусами

Бусы Дома я одна скучала,                                 Бусы мамины достала,                               Бусы я перебираю,                                              Свои пальцы развиваю. О. Крупенчук Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и в обратном порядке.

Литература

1.   Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2.   Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3.   Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

4.   Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация "Игры для развития мелкой моторики"

Автор: Глазунова Марина Викторовна

Дата: 27.11.2022

Номер свидетельства: 618548

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) ""Зачем нужно развивать мелкую моторику. Игры для развития мелкой моторики.""
    ["seo_title"] => string(75) "zachem_nuzhno_razvivat_melkuiu_motoriku_igry_dlia_razvitiia_melkoi_motoriki"
    ["file_id"] => string(6) "644072"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705457680"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_praktikum_dlia_roditelei_igry_dlia_razvitiia_melkoi_motoriki_ruk_s"
    ["file_id"] => string(6) "561055"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1603453062"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики""
    ["seo_title"] => string(67) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-ighry-na-razvitiie-mielkoi-motoriki"
    ["file_id"] => string(6) "321863"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461423285"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Консультация для воспитателей. «Игры на развитие мелкой моторики рук»."
    ["seo_title"] => string(74) "konsul_tatsiia_dlia_vospitatieliei_ighry_na_razvitiie_mielkoi_motoriki_ruk"
    ["file_id"] => string(6) "371606"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1482216934"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Консультация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_melkoi_motoriki_u_detei_rannego_vo"
    ["file_id"] => string(6) "576685"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1616650592"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства