Просмотр содержимого документа
«Консультация "Гендерный подход к организации игравой деятельности"»
Различия в сюжетах игр мальчиков и девочек, даже если они играют вместе – типичная ситуация. В дошкольном возрасте дети часто разделяют игры на девчоночьи (в них зазорно играть мальчишкам) и мальчишечьи (мало привлекательные для девочек). С чем связана подобная дифференциация сюжетов и ролей и каково влияние игры на полоролевую социализацию детей?
Полоролевая социализация детей является одной из стержневых линий развития на протяжении всего онтогенеза и включает в себя формирование психического пола ребёнка – ГЕНДЕРА. Рассмотрим основные понятия:
ГЕНДЕР – социальный пол индивида, формирующийся на основе соматических социокультурных и поведенческих характеристик (психологическая характеристика пола)
ПОЛОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – объединение генетических, морфологических и физиологических признаков, определяющих разлличия между женским и мужским полом.
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ – процесс формирования самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и построение поведения в соответствии с полоролевыми образцами.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали преимуществами по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины в своих личных проявлениях не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими и чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям и т.п. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционных женских качеств, должны быть активными, инициативными, уметь отставивать свои интересы и т.п.
Игра, являясь сложным, многоуровневым видом деятельности, предоставляет возможности для развития всех компонентов психического пола: когнитивного, эмоционального и поведенческого: ориентация в системе гендерных требований и идеальных моделей поведения («мальчики никогда не плачут», «девочки всегда помогают», «настоящие мужчины не предают», «хорошая мама всегда пожалеет ребёнка» и т.д.); переживания в связи с принятием той или иной роли и удовлетворённость в связи с её реализацией: ориентация на поведение сверстников и идентификация с детьми своего пола. Подчеркнём, что группа сверстников – второй по значимость (после семьи) институт социализации ребёнка.
Учёные установили, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивость принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игр необходтмо руководствоваться как задачами общего развития детей, так и теми, которые содействуют их воспитанию с учётом гендерных особенностей. При этом необходимо обращать внимание на:
привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;
достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-«путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Большинство отечественных и зарубежных исследователей соглашаются с тем, что игры в семью, в дочки-матери позволяют конкретизировать представления девочки о материнской позиции о собственной будущей социальной роли. Возможность принять на себя роль матери в сюжетно-ролевой игре открывает ребенку возможность освоить новые мотивы и действия, связанные с материнской сферой.
Играя с куклой или младшими детьми, выполняющими роль ребёнка, девочки упражняются в операциях кормления, ухода, особого типа взаимодействия с младенцем («сюсюкающая» речь, бережные движения, убаюкивание и утешение). Девочки моделируют в игре образец материнства собственной матери и наблюдения за материнско-детскими взаимодействиями в других семьях. Увлечённость девочки игрой в «дочки-матери» в детстве является одной из предпосылок формирования психологической готовности к материнству в юности и зрелых возрастах. Компенсировать столь фундаментальное влияние сюжетно-ролевой игры на онтогенез материнской сферы другими формами активности в дошкольном возрасте по мнению Г.Г.Филипповой, вряд ли удастся.
Согласно результатам исследований девочки и мальчики с младенчества играют в разные игрушки, при этом широта выбора игрушек у них различна. По данным К.Рубина, девочки намного чаще играют с «мальчиковыми» игрушками, чем мальчики с «девчячьими». К младшему школьному возрасту гендерная обусловленность выбонра игрушек только возрастает. Однако при определенных условиях эта закономерность нарушается. Если младшего дошкольника оставить наедине с игрушками, то ребенок, скорее всего, выберет для игры предметы, предназначенные для другого пола. Если же ребенок находится в обществе сверстника противоположного пола, вероятность такого события минимальна. Мальчики-дошкольники отчетливо негативно реагируют на других мальчиков, которые выбирают игрушки, предназначенные для девочек.
Б. Фагот считает, что мальчики воспринимают игровые предпочтения девочек и их игровые сценарии как опасность, которой следует избегать тому, кто хочет быть принят в мир мужской игры равных. Такого рода негативная социализация может ограничивать возможности мальчиков в освоении тонких социальных навыков и межличностных отношений. К тому же отцы, как правило, энергично возражают против игр сыновей, не укладывающихся в гендерные стереотипы.
Многие учёные приходят к выводу, что игре дошкольников дифференциация носит резко контрастный характер: мальчики не хотят играть в игры девочек и считают их неспособными «стрелять», «водить машину», «командовать», а девочки считают игры мальчиков грубыми и не доверяют им кукол. Такое восприятие моделей поведения способствует идентификации со сверстниками своего пола и целенаправленному усвоению полоролевых стандартов поведения. Вместе с тем, это может обеднять поведение дошкольников, лишая, например, мальчиков возможности развивать эмпатию, сопереживание, а девочек – твёрдость и решительность.
Точка зрения педагогов и психологов на «мальчишеские игры»: военной и героической тематики («солдаты», «спасатели», «полицейские») – и характер их влияния на развитие личности ребёнка – противоречива. Одни исследователи считают, что подобные игры стимулируют развития агрессивности и диструктивного поведения. Мальчики имеют возможность отрабатывать модели жестокого, разрушительного поведения, что не одобряется большинством взрослых, поэтому и дома, и в дошкольных учреждениях военные игры находятся под запретом. В своё время даже предпринимались попытки запрета производства военных игрушек.
Другая часть исследователей считает, что игры героической направленности не усиливают агрессию а, наоборот, позволяют выплеснуть естественную для мальчиков «биологическую» агрессивность и тем самым социализировать её, ограничив рамками игры. В исследованиях Дж.Уайтинга и К.П.Эдвардса был подтверждён феномен устойчивого предпочтения мальчиками (по сравнению с девочками) в возрасте от 3 до 11 лет всевозможных противоборств в шести культурах.
Если объективно взглянуть на сюжетно-ролевые игры мальчитков, то в большинстве своём они носят примитивный характер имитации «перестрелок» и «перебежек», что связано с отсутствием образцов развёрнутой игровой деятельности и адекватного руководства игрой со стороны взрослых. Мальчики ощущают дефицит в отношении образцов мужского поведения. Многие отцы, в силу высокой дифференцированности труда в современном обществе, не часто занимаются дома «мужской» работой – столярничают, плотничают и т.д. Не многие отцы учат сыновей играть и готовы разделить с ними все «тяготы военной жизни». Поэтому потребность в реализации опребелённых сюжетов у мальчиков явно не удовлетворяется, а образцы поведения они наблюдают преимущественно бытовые: как мама стирает, готовит, убирает.
В обеднённом виде военные сюжеты действительно вряд ли могут способствовать поступательному развитию мальчиков, ограничивая потенциально возможные модели лишь агрессивными действиями. Однако, развёрнутая ролевая игра, включающая различные испытания, элементы преодоления себя, образцы героизма, тактические действия и взаимопомощь, определённо предоставляют мальчику возможность почувствовать себя сильным, смелым, благородным и отважным. Военные игры позволяют моделировать настоящие мужские испытания, проверять решимость и отвагу, дают опыт защиты слабых, противостояния злу и преодоления трудностей, задают образцы мужественности.
В педагогике периодически вспыхивают споры о плюсах и минусах совместного и раздельного обучения детей. В связи с этим обсуждается риск феминизации мальчиков и маскулинизации девочек и формированию «унисексуальной» или андрогинной личности. Но, как подчёркивает известный отечественный психолог в сфере полоролевого развития И.С.Кон, даже в рамках совместного обучения и воспитания мальчики и девочки спонтанно создают и поддерживают своеобразную гендерную сегрегацию, которая начиная уже с 4-5 лет и продолжается до окончания подросткового возраста.
Л.А.Арутюновой было проведено исследование, направленное на организацию совместных игр, требующих эмоционального сотрудничества мальчиков и девочек. Психолого и педагоги хорошо знают, что мальчики предпочитают не принимать участие в играх девочек, особенно в игре «в семью». Вместе с тем, опыт игрового принятия роли отца, реализация позиции ответственности за другого, заботы обогащает личность мальчика. Эффективный и уникальный опыт Л.А.Арутюновой по организации совместных игр мальчиков и девочек на семейную тематику способствовал преодолению разобщённости по половому признаку в группе детей, укреплению желания детей разного поля играть вместе. Объединённая игра стала инструментом формирования адекватных представлений дошкольников об отношениях членов семьи и позволила реализовать эти представления в игровом плане. Игровая деятельность позволила обогатить модели поведения по отношению к сверстникам противоположного пола и расширить взаимодействие мальчиков и девочек.
Обобщая данные современных исследований и традиционных подходов к игре, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность является важным компонентом формирования полоролевой идентификации дошкольников, необходимым условием формированием основ женских, преимущественно материнских качеств у девочек и мужских – у мальчиков. Коррекционный потенциал игра позволяет влиять на позицию ребенка как в направлении полоролевой социализации, так и в направлении улучшения взаимопонимания, согласованности действия мальчиков и девочек.
И конечно же очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.