Консультация "Формы и методы взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"
Консультация "Формы и методы взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"
Родители являются первыми педагогами ребенка, а наша задача оказать им помощь в воспитании и развитии, учитывая пожелания и интересы, применяя эффективные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно–нравственном и патриотическом воспитании дошкольника. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Формы и методы взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека - гражданина.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное, патриотическое воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Родители являются первыми педагогами ребенка, а наша задача оказать им помощь в воспитании и развитии, учитывая пожелания и интересы, применяя эффективные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно–нравственном и патриотическом воспитании дошкольника. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.
Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Решение задач духовно- нравственного и патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия воспитателей и родителей, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.
Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс духовно - нравственного и патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации.
Беседа – наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с родителями, её особенность – активно её используем с родителями. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. На консультации «Как знакомить детей с природой» можно организовать просмотр слайд-шоу «Как мы в поход ходили». Это фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы. Фото на слайдах может иллюстрировать алгоритм ознакомления детей с природными объектами.
Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки.
Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души»;
Папки-передвижки «Моя семья»;
Фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения»;
Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»;
Выставки детских работ.
Нетрадиционные формы. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.
Нетрадиционные формы общения с родителями проводим такие как:
досуговые: совместные досуги и праздники, конкурсы, спортивные мероприятия, например: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я –Орловская семья», вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки», посиделки, фольклорные праздники «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях», «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.).
познавательные: устный педагогический журнал, педагогическая гостиная «О русских традициях и обычаях», школа заботливых родителей, мастер-класс
«Изготовление народных, обрядовых кукол»
Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей) для виртуальной экскурсии «Путешествие в прошлое» (как выглядит город теперь, как выглядел раньше). Приобщая детей к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывая уважение, гордость за землю, на которой живешь, с детьми в мини-музее нашего ДОУ знакомили детей с избой, русским бытом народа, с одеждой, с предметами старины, с защитниками Отечества. С помощью родителей организовывали выставки по темам.
-наглядно-информационные: открытые занятия, просмотр видеороликов, слайд-шоу, газета для родителей, библиотека для родителей, информационные проспекты.
Для того, чтобы сделать наглядным содержание образования дошкольников, возможна такая форма работы: создание для родителей флеш-карты с фильмами и фотоматериалами, созданными в ходе различных видов и форм деятельности детей: занятия, игры, экскурсии, праздники.
В мини-музее проводили выставки совместных рисунков: «Русские народные сказки», «День Победы помнят деды».
Огромное место в работе с семьями воспитанников занимает активная помощь родителей в подготовке и организации досугов, праздников - самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка, знакомят с народной культурой. Нами проводились народные календарные праздники: «Именины», озорная, веселая «Осенняя ярмарка», «Осенины», «Масленица», «Рождество», «Пасха».
Заметное место отводится организации и проведению общенародных праздников «День матери», «День Победы», «День защитника Отечества».
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Орёл-город первого салюта», «Мои друзья», «Природа родного края»
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме духовно-нравственного гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход». Например, Рождественская экскурсия с посещением храма Иверской Пресвятой Богородицы, где родители и дети знакомятся с христианской культурой нашего народа. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры - это труд, радость, приносящая бесценные плоды. Традиционно, на новогодних каникулах, по нашим советам родители вместе с детьми с удовольствием погрузились в рождественскую атмосферу: разучивали стихи о светлом празднике «Рождестве», проводили веселое семейное колядование. Вовремя художественно–продуктивной деятельности «Рождественские мастерские» изготавливали поздравительные рождественские открытки.
«Семейный поход» выходного дня включает в себя и места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только получали знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовали в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа помогла сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитании духовно-нравственных основ гражданских и патриотических качеств, в формировании первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест. Примерными темами маршрута выходного дня могут быть:
«Семейный поход по памятным местам родного города»;
«Памятные места героического прошлого города»;
«Храм –дом божий»;
«Любимый уголок»;
«Гордись своим именем, улица!»
«Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки» и др.
Ещё одной традицией стало проведение «Неделя добрых дел». Сколько воспитательных моментов таят в себе эти недели! Оказалось, что для родителей это не просто. Пришлось приложить много усилий. В неделе добрых дел родители изготовили кормушки для птиц. Весной сажали деревья, убирали мусор. Дети зарисовывали эти моменты в групповом альбоме «Добрых дел».
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Исследователи считают, что применение информационно - коммуникационных технологий в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников.
В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:
Создание мультимедийных презентаций.
Работа с ресурсами интернет.
Использование готовых обучающих программ.
Заключение: Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. Воспитание духовно-нравственных и патриотических представлений – дело не одного дня и даже не месяца. Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.
В духовно-нравственном и патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.