Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»»
Консультация для воспитателей
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в
коррекционной работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья»
Дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития дошкольников имеет решающее значение. Доказано, что игры богаты своими диагностическими возможностями. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Существуют проблемы в игровой деятельности детей развивающихся в норме. Но еще больше проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, как игра является основной деятельностью дошкольника, то для детей с ОВЗ игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи, психических процессов и личности в целом. В игре особенно активно формируется психика ребенка, игра дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для ребенка действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально развивающие сверстники. У них наблюдаются изменения в психической сфере — повышенная раздражительность, возбудимость или замкнутость, негативизм, заторможенность, психическая истощаемость. Особенности поведения таких детей отличаются в играх. Нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками, не умеют выразить свои мысли, хотя правила и содержание игры им доступны. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле» (Л.С. Выготский). По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей. Развивая игровую деятельность детей с ОВЗ, педагоги, прежде всего, должны планировать задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусмотреть возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений в контексте игр.
Для этого возможно совместное разрабатывание воспитателями и специалистом (логопедом, дефектологом) перспективного плана сюжетно-ролевых игр с учетом лексических тем на учебный год. Дефектолог (логопед) может оказать помощь в проведении словарной работы для предстоящей игры, в тренировке навыка диалогической речи, отработке слов сложной конструкции, вопросительные и повелительные интонации, навыков словообразования и т.д. В процессе формирования игровых умений у детей, воспитатели занимаются с ними как индивидуально, так и с подгруппами, обучая их игровым действиям, формируя ролевые умения, развивая возможности их речевого общения между собой и с взрослым. На первых порах педагогам часто приходится выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организаторов совместных игр. В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т.д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель или дефектолог (логопед) дает качественную оценку действию на порядок выполнения. Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка. Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой, если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах у детей. Когда речевой сюжет или фрагмент «проигран» полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к игровым действиям, играя, нельзя отвлекаться от сюжета. Таким образом, дефектоло (логопед) одновременно демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения. Специфика обучения игре дошкольников старшего возраста с ОВЗ состоит, прежде всего, в последовательном прохождении основных стадий игры, которыми при нормальном развитии ребенок овладевает в более раннем возрасте. Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). Ребенок с ОВЗ с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. В условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя и дефектолога (логопеда) постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения. Игра оказывает специфическое воздействие на становление речи, детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т.д.