kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей «Система работы по формированию основ представления о гендерной социализации у дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доброго дня. Представляю Вашему вниманию познавательную консультацию для воспитателей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Система работы по формированию основ представления о гендерной социализации у дошкольников»»

Консультация для воспитателей

«Система работы по формированию основ представления о гендерной социализации у дошкольников»

Подготовила Аксёнова С.М.,воспитатель МБДОУ Детский сад №7 «Солнышко»

По данным психологов, гендерная идентичность, точнее, ее необходимая составляющая – понимание константности своего пола, – формируется у детей к возрасту 5-7 лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. Изучением процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте занимались Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Е. Ольшанникова, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Н.Б. Сельверова, Т.П. Хризман.

Значимость участников гендерной социализации на разных этапах жизненного пути различна.

Гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки. Гендерная роль – это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Особое внимание уделяется проблемам, связанным с организацией предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной), но и является основой его самостоятельной деятельности в соответствии с гендерными особенностями. Основная роль в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

В работе с детьми широко используется игра. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.

Работа по развитию сюжетно-ролевых игр в основном осуществляется в двух направлениях: создание необходимой предметно-пространственной развивающей образовательной среды и непосредственное руководство играми детей.

Чтобы оборудовать игровую среду, необходима помощь родителей. Папы должны помогать в оснащении сюжетно-ролевых игр «мужскими» атрибутами, свойственными для каждой отдельной игры: сделать своими руками руль, дорожные знаки и дома для игр с машинами.

Для девочек необходимо организовать игровой уголок с куклами, колясками и посудой. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать. Важно, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.

С этой целью необходимо использовать приём прямого показа и непосредственного участия в игре. Для того, чтобы игра развивалась, в первую очередь детям нужно дать знания об окружении, которое способствовало бы развитию воображения. В данном случае можно проводить дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы».

Необходимо использовать игры-показы. Например, во время игры с куклой надо говорить: «Наша Таня хочет погулять, давайте поможем ей одеться».

При выполнении ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.

Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. На данных примерах видно, что малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт.

Для родителей и сотрудников образовательного учреждения целесообразно оформлять стенды, проводить ряд консультаций на тему: «Семья – главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка», проводить родительские собрания на тему: «Мальчики и девочки – два разных мира», а также презентации на тему: «Как и во что играют мальчики и девочки 3-4 лет».

В группе необходимо создавать условия для расстановки акцентов: это в основном должны делать мальчики, папы, дедушки и другие мужчины, а это привилегия девочек, мам, бабушек и других женщин. Гендерная социализация проявляется уже лет с трех: дети знают, что девочкам надо вести себя не так, как мальчикам, а дома, в семье есть папины дела, а есть мамины. Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек умение украшать интерьер, ухаживать за малышами.

Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.

Выдвижение на передний план социальной функции современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему отбора содержания и организации образовательных процессов детей дошкольного возраста. Принципами воспитания и обучения называют такие исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения, они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения и воспитания на различных возрастных этапах при различных формах организации образовательного процесса.

К основным принципам работы с детьми можно отнести:

Принцип интеграции развивающего содержания, который предусматривает применение в ходе взаимодействия субъектов проектной деятельности таких форм и видов работы, которые позволяют в комплексе обеспечить развитие различных интегративных качеств личности дошкольников, одновременно реализуя развивающие задачи таких образовательных областей как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Индивидуально-дифференцированный подход позволяет учитывать в процессе деятельности по актуальному вопросу индивидуальные особенности детей.

Принцип системности заключается в непрерывности запланированной деятельности вместе с рациональным сочетанием различных мероприятий, логическая и тематическая связь различных видов деятельности.

Принцип рефлексии предусматривает анализ результатов запланированной деятельности, выявление положительных сторон работы педагога и недоработок; корректировка деятельности в актуальном аспекте в зависимости от полученных результатов.

Важным аспектом гендерной социализации является взаимодействие с родителями.

С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

Многие родители сами не знакомы с понятием «гендерное воспитание» и основными правилами воспитания детей в соответствии с полом. Вопросы гендерной идентичности детей в детском саду и дома необходимо поднимать и обсуждать на родительских собраниях, проводить собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера-развлечения и выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, то есть компетентными. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аксёнова Светлана Михайловна

Дата: 01.09.2025

Номер свидетельства: 673788


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства