Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании у дошкольников основ патриотизма»»
Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании основ патриотизма»
«Патриотизм — это не доблесть и не профессия.
Это естественное человеческое чувство.
Это любовь к Родине, к её культуре,
к её народу, ко всему тому,
что впитано с молоком матери.
Это очень интимное чувство.»
Григорий Бакланов.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стала очевидной, ибо достаточно долгое время этому вопросу не уделялось должного внимания. Тем не менее, нельзя не заметить существование некой притягательной силы, которая заключена в том, что нас окружает с детства. И почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, увлечённо рассказывает о красоте и богатстве своего родного края?
В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло в сердце, как самое дорогое. Наверное, любовь к Родине относится к разряду тех высших ценностей, которые невозможно уничтожить.
Опять возникает вопрос: "С чего начинается Родина?" "У большинства людей чувство Родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством Родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки.
Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей - пусть скромной и непритязательной - красотой предстаёт перед человеком в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и личной родиной, он проходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и - в великом целом своём - для всех одна" - писал А. Т. Твардовский.
Наверное, необходимо помочь дошкольникам полюбить свою "малую" Родину, свой родной край, побольше рассказывая о нём? Ведь, наверное, трудно полюбить то, чего не знаешь? Чтобы слова "Я люблю свою Родину" не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже в дошкольном возрасте. Шаг за шагом, у ребёнка расширяются представления об окружающем мире, постепенно он познаёт жизнь.
Мир в русском языке - слово особенное.
Оно имеет 2 значения: мир, как Вселенная, как бытиё, и мир, как гармония, как отсутствие противостояния, конфликтов, войн. Без мира невозможна жизнь, без мира внутри себя невозможен человек. Как же достичь мира в сердце, душе? Этот вопрос давно волнует человечество, хотя оно знает на него ответ: огромную роль здесь играет воспитание. Если бы люди серьёзно этим занимались, то, скорее всего, ситуация в мире была бы другая.
Потому что войны, конфликты, насилие начинаются в умах людей, и именно там им должен быть положен конец. Чтобы мир состоялся, нужно воспитывать людей, несущих в мир гармонию. Эти люди должны знать, что их объединяет с другими, совсем не похожими на них. Что же может объединить людей? Конечно же, знание, что у всех людей на свете есть нечто общее, объединяющее. Для всех нас, как существ не только материальных, но и духовных, существует нечто, что вызывает однозначно положительные чувства.
Это высшие и вечные, общие для всех людей ценности. Они могут положительно влиять на человека, преображать его, возвышать, возвращать в более гармоничное состояние. Личностно — ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка определяет процесс воспитания, как приобщение к миру человеческих ценностей. Есть ценности, существующие независимо от человека: небо, природа, эволюция, солнце и ценности, непосредственно связанные с человеком, его жизнью.
Одной из таких ценностей, безусловно, является любовь к Родине. На земле в разные моменты её истории появлялись люди, являющие эти ценности в своей жизни, например, такие, как вера, верность, благодарность, героизм, щедрость и т. п. Эти большие и маленькие примеры лучших общечеловеческих качеств собраны в памяти народов, в эпосе, литературе, искусстве. Оттуда мы должны черпать свои знания о ценностях и примеры для детей. Если же вообще не произносить слов, обозначающих высокие и благородные понятия, не знакомить с ними ребёнка, то эта духовная пустота быстро заполнится противоположным по качеству и свойствам материалом, информацией, примерами, что мы и видим в настоящее время. А ведь нравственное и духовное воспитание являются основой патриотического.
Патриотическое воспитание дошкольников может осуществляться с помощью различных методов и средств. Это и ознакомление с особенностями родного края, природой, чтение художественной литературы, проведение экскурсий, посещение музеев, проведение тематических праздников, в которых особая роль отводится музыке. Мы должны учитывать возрастные особенности дошкольников, помня о том, что дошкольник больше запоминает ОБРАЗ, нежели понимает СМЫСЛ явления. Образы, запечатлённые в раннем детстве, становятся основой мышления.
Как писал В. Сухомлинский: "Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах". И далее в своей книге "Сердце отдаю детям" великий педагог пишет: "... оперируя абстрактными понятиями, ребёнок мысленно обращается к тем представлениям, образам и картинам, на основе которых эти понятия формировались". Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой музыкально-патриотического воспитания. Ведь музыкальное искусство специфично. Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура), которые обладают средствами изображения объективной действительности, является искусством выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей, идей. В связи с этим, содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания идёт отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы, своевременно и ярко раскрывая их содержание.
Воздействуя на чувства и мысли детей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности. Выражая определённые идеи своим эмоциональным языком, музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на формирующееся мировоззрение ребёнка, направляет его, изменяет и вызывает соответствующее этому отношение к окружающему, самому себе.
Музыкальные образы создаются путём объединения музыкальных звуковых средств и выявляются, воплощаются композитором или народом в законченное эмоциональное отражение образов реального мира. В процессе слушания музыки в единстве с музыкально-эстетическим осуществляются задачи всестороннего развития ребёнка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Яркость и впечатляющая сила музыкального звучания хорошо углубляют содержание, переданное в литературном тексте песни, в названии программной пьесы. Поэтому так сильно воздействие музыки на воспитание любви к природе, доброго отношения друг к другу, незаменима помощь музыки и в воспитании патриотических чувств.
Огромное влияние музыки на внутренний мир человека заметили ещё древнегреческие философы. Утверждение Пифагора о том, что музыка учит гармонии, подчёркивает значение музыки в воспитании гармоничного человека, строящего мир на земле. По мнению Платона, могущество и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нём звучит, в каких ладах и каких ритмах, ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Наверное, не случайно одним из символов государства в настоящее время является гимн -- музыкальное выражение основных идей, образа той или иной страны.
Учитывая эмоциональный характер восприятия дошкольников, следует отметить, что ярко выплеснуть эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздничного утренника. Получению нового эмоционального заряда так же способствуют тематические занятия патриотической направленности. Праздники, подготовленные к Дню Защитника Отечества, Дню Подводника, Дню Победы, Дню Города и т.п. способствуют расширению представлений ребёнка о Родине. Праздники наиболее любимы детьми, они занимают особое место в жизни детского сада, ибо в их подготовке совместно участвуют и взрослые, в том числе и родители, и дети. Сама подготовка, ожидание вызывают ряд положительных эмоций.
Кроме того, педагогами предварительно ведётся работа по усвоению детьми знаний, понятий, связанных с темой предстоящего праздника, являющегося итогом длительной работы. Так, например, во время подготовки к празднику, посвящённому Дню Победы, с детьми проводятся беседы о героях, погибших в боях за Родину во время В.О. В., детям читают литературу на данную тему, можно посетить музей боевой славы и т. д. Главная сила воспитательного воздействия праздничных утренников заключается в том, что их основная идея доносится до детей образными, яркими, эмоциональными средствами. Здесь сводится воедино и закрепляется всё то, что усвоили дети во время подготовки к празднику, сплетаясь с тем, что особенно поразило и запомнилось во время самого утренника.
Так же не следует забывать, что патриотическое воспитание неразрывно связано с воспитанием любви к природе родного края. Поэтому праздничные утренники, посвящённые проводам осени, встречам зимы, весны, лета так же играют огромную роль в формировании патриотических чувств, бережного отношения к растениям и животным.
Таким образом, основная часть музыкального материала, подобранного в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, в зависимости от раздела музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на Д.М. И.), прямо или косвенно способствуют решению вопросов патриотического воспитания дошкольников Если же педагог сознательно ищет пути наиболее эффективных методов и средств, направленных на решение патриотического воспитания дошкольников, то воспитание детей в этом направлении будет носить со стороны педагогического коллектива более осознанный характер, что, несомненно, отразится на результатах педагогической деятельности в данном направлении.
Литература:
Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Азбука мира. \ Дошкольное воспитание. -- 2003. -- № 8. -- с. 28 -- 33.
Зимина А. И. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. -- Шуя, 1993. -- 286 с.
Зурабова К. Как воспитать защитника? \ Дошкольное воспитание. -- 2003. -- № 2. -- с. 39 -- 42.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачёвой. -- М.: АРУТИ, 2003. -- 176 с.