kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей."Рекомендации для воспитателей по созданию РППС в ДОУ по ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей содержит рекомендации по созданию РППС по ОБЖ в ДОУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей."Рекомендации для воспитателей по созданию РППС в ДОУ по ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. "»

Рекомендации для воспитателей

по созданию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ

по ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Задача взрослых и педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Все полученные знания и навыки дети должны уметь грамотно применять в реальной жизни, на практике.

 В нашем детском саду этим задачам уделяется должное внимание. Для этого в каждой группе создана развивающая предметно – пространственная среда соответствующая Федеральному государственному образовательному стандарту. Её основополагающие принципы: вариативность, полифункциональность, доступность, насыщенность.

Соприкасаясь с окружающими предметами, которые требуют работы мысли, воображения, ребёнок непрестанно развивается, таким образом, окружающее становится средой его развития. Оно воздействует на все стороны личности ребенка - вызывает эмоции, чувства, волю, побуждает к действиям. Таким образом, окружающая среда - составная часть предметно-развивающей среды дошкольника.

Замечу, что насыщенность среды должна соответствовать особенностям программы и возрасту детей.

Так как тема моей консультации «Рекомендации по созданию развивающей предметно – пространственной среды по ОБЖ» остановлюсь на этом более подробно.

Итак, что же должны из себя  представлять уголки по ОБЖ:

 – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.

- педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;

- психическая и физическая безопасность игровых материалов;

- оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного изобилия и недостатка);

 - учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;

 - целесообразность и удобство размещения;

- эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования;

- содержание уголка по ОБЖ в разных возрастных группах должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности;

-все игры, пособия, которые имеются в этих уголках, должны быть многофункциональны, комбинаторны и вариативны;

-своевременно должны появляться новые игры, предметы, другой дидактический материал, который бы стимулировал познавательную активность, развитие игровой деятельности. Игрушек должно быть немного, но они должны регулярно перестанавливаться, обновляться примерно один раз в два месяца;

-так же необходимо предоставлять детям и не оформленный материал – природный бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно – ролевых играх в качестве предметов заместителей.

В своей работе мы руководствуемся примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы». Так же используем программу "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности.

Раньше образовательная область «Безопасность» была самостоятельным разделом. Сейчас в соответствии с ФГОС, «Безопасность» является одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативного развития».

Реализация учебной программы дошкольного образования определяет цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности: направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника», образовательная область «Ребенок и общество», компоненты программы: «Безопасность жизнедеятельности», «Рукотворный мир».

В рамках решения программных задач, с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего возможности обучения безопасности жизнедеятельности воспитанников, воспитателями разрабатываются методические и дидактические материалы, создаются в группах уголки безопасности.

Уголок безопасности – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.

Требования к оформлению уголка безопасности:

педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;

психическая и физическая безопасность игровых материалов;

оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного обилия и недостатка);

учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;

целесообразность и удобство размещения;

эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.

Содержание уголка безопасности в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности.

Во второй младшей группе воспитатель должен создать условия для формирования у воспитанников представлений о правилах безопасного поведения на основе запрета игры с огнем; представления о простейших приемах оказания первой помощи при ожоге; представления о назначении предметов домашнего обихода и осторожного обращения с ними (в частности бытовой техники), транспортных средств, их строении (в частности о строении и назначении аварийно-спасательного автомобиля); сформировать умение применять правила пожарной безопасности, представления о некоторых видах труда и профессиях, доступных восприятию ребенка.

В средней группе в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования необходимо сформировать у воспитанников представления о номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, «скорой помощи»; умение набирать номер нужной службы помощи; умение применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами, правила пожарной безопасности. Необходимо предусмотреть работу и создать условия для формирования представлений о взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от их назначения (в частности аварийно-спасательного автомобиля, автомобиля скорой помощи); представлений о материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (в частности профессии спасатель – огнетушитель, пожарный рукав, и др.). Отличительной особенностью данного возрастного периода является становление сюжетно-ролевой игры, которая начинает занимать ведущее место среди других игр, что позволяет реализовать программную задачу по формированию представления о последовательности игровых действий в сюжетно-ролевой игре производственной тематики, отражающей профессиональный труд людей.

В старшей группе реализация требований учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасной жизнедеятельности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности: правилах использования спичек, правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами. Обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях; представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья. Важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, позвонить в пожарную охрану. Мы формируем представления об аварийно-спасательной технике, инструментах, приспособлениях и одежде спасателя. Доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения и развития пожарной службы.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто выходящие за рамки их личного опыта. Учитывая это, воспитатель должен создать условия для формирования у детей умения моделировать в игре реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека), умения сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать сюжетную линию ее развития, выбирать средства для реализации ее замысла. Достичь этого можно посредством организации в группе соответствующего игрового пространства.

Уголок безопасности может содержать различные плакаты по ОБЖ, альбомы. Немаловажную роль в уголке безопасности играют макеты. Поскольку с помощью макета ребенок может смоделировать ситуацию и проиграть. Это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора. Здесь могут быть представлены следующие макеты: «Перекресток»;  «Город», в который дети играя, закрепляют знания о всех видах транспорта: наземный транспорт: (специальные машины, грузовые, легковые, водный транспорт, воздушный; «Улица», «Перекресток» с дорожными знаками, способствующие закреплению знаний по правилам дорожного движения и названий дорожных знаков, здесь дети совершенствуют умение решать на модели дорожные ситуации, активизируют словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток); развивают логическое мышление, внимание, память. Уголок безопасности может быть оснащен набором дорожных знаков, наглядными пособиями и играми по обучению детей ПДД:  «Соответствие: дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Знаки на дорогах», атрибутами к с/р игре «Автобус» (кепка водителя, руль, сумка кондуктора, билеты, машинами специального назначения.) Кроме этого здесь мы можем знакомить детей с работой регулировщика (в этом помогут схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ГАИ: жезл, фуражка) Также можно разместить иллюстрации к загадкам, изображения с опасными предметами.  Безусловно, это художественная литература: К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Е. Хоринский «Спичка-невеличка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», картотека мультфильмов «Спасик и его команда», «Уроки тетушки Совы», «Вежливые уроки». Литературные произведения служат примером для детей: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. 

Для поддержания у детей интереса к игре, позволяющей закрепить знания, полученные на занятии, в ходе экскурсии, воспитателям рекомендуется обновлять содержание игрового материала, производя временную замену отдельных игровых атрибутов, наглядно-демонстрационного материала, настольно-печатных игр, предлагая новые игрушки и атрибуты.

Уголку должно быть выделено определённое место. Уголок  должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение необходимо подобрать  в соответствии с возрастными требованиями  и требованиями учебной программы дошкольного образования.

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Гусева Инна Владимировна

Дата: 02.02.2020

Номер свидетельства: 538156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1670 руб.
2090 руб.
1850 руб.
2310 руб.
1910 руб.
2390 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства