kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей: "Предметно-практическая деятельность в активизации чувственного познания детей с функциональными расстройствами зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей: раскрывает содержание деятельности педагога по теме: "Предметно-практическая деятельность в активизации чувственного познания детей с функциональными расстройствами зрения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: "Предметно-практическая деятельность в активизации чувственного познания детей с функциональными расстройствами зрения"»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся












Консультация для воспитателей на тему:

Предметно-практическая деятельность в активизации чувственного познания детей с функциональными расстройствами зрения













Подготовил

Учитель- дефектолог

Калимуллина Р.И.











2019г.

В младшем дошкольном возрасте ребенок живет по особым пси­хическим законам, и познание окружающего мира, и формирование мышления, и развитие речи имеют свои специфические особенности.

Ведущий вид деятельности — пред­метная деятельность. Благодаря дей­ствиям ребенок познает свойства пред­метов (большой — маленький, твер­дый — мягкий, легкий — тяжелый), их количество {один — много — мало), форму (плоскостная — объемная). Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок затрудняется выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действи­тельность.

Познание происходит на эмоцио­нальной, чувственной, ориентировочной основе, доступной младшим дошкольникам.

Предметно-практическая деятель­ность включает в себя труд, учение, игру.

У взрослого — это трудовая деятель­ность, у ребенка — игра с обучающим компонентом. Именно в младшем до­школьном возрасте уместно использо­вать в коррекционно-педагогической работе принцип «играя— учимся». Раз­влекательный и деловой характер любого занятия, игры, упражнения следует сочетать так, чтобы одно помогало другому и решало задачи:

- Обогащать связи малыша с окру­жающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятель­ности, способствовать отображению их в игре, рисовании, лепке, музыке и других видах деятельности.

- Разнообразить предметную деятельность ребенка, в процессе которой расширяется, обогащается познание свойств и качеств предметов окружающего мира.

- Поддерживать и развивать со­средоточенное внимание в интересах всестороннего постижения предмета, развития мышления и речи.

Процессы вос­приятия у детей с нарушенным зрением замедленны, недостаточно избиратель­ны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познаватель­ной деятельности ребенка. Ему трудно отыскать взглядом предмет, рассмотреть его перемещение. Поэтому, развивая зрительное восприятие, надо помнить о необходимости тренировки движений глаз в поисках предмета, в прослежива­нии, в зрительной фиксации.

Восприятие предмета на ощупь имеет важное значение в развитии по­знавательной деятельности. У ребенка эта функция формируется в процессе предметно-практической и манипулятивной деятельности на основе сохранного тактильного восприятия. Знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного вос­приятия ребенка путем формирования у него обобщающих представлений об окружающей действительности с одно­временным подключением сохранных анализаторов.

При проведении коррекционных занятиях необходимо руковод­ствоваться следующими принципами:

- Проводить занятия, направ­ленные на пробуждение познаватель­ного интереса и подготавливающие к дальнейшему обучению и выявлению индивидуальных особенностей раз­вития.

- Чередовать зрительную и тактильную нагрузки детей со слуховым, вкусовым или обонятельным восприятием, в за­висимости от предъявленного мате­риала.

- Включать в структуру занятия зрительную гимнастику и упражнения на расслабление зрительных мышц.

- Учитывать темп занятия, в за­висимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков.

При планировании и проведении разных видов коррекционных занятий, по развитию зрительного вос­приятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, ре­шаются следующие задачи:

- Совершенствуются зрительные функции, повышается острота зрения, развиваются глазодвигательные функции, цвето- и формовосприятие, бинокуляр­ное зрение.

- Необходимо учить воспринимать реальный предмет, используя сохранные ана­лизаторы, соотносить его с плоскостным изображением, воссоздавать зрительный образ в целом.

- Учить детей выполнять соотно­симые действия с предметами разной формы, качеств, назначений, закрепляя собственный опыт и практические знания.

- Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых устанавливаются невидимые свойства предметов.

Активизируя предметно-практическую деятельность, развивать все психические процессы (внимание, па­мять, мышление, речь).

Систематическая, целенаправленная коррекционная работа дает устойчивые положительные результаты: стабильно улучшается состояние зрения детей; дети учатся выделять цвет форму, размер предъявляемых предметов, овладевают практическими приемами и способами «видения» свойств, качеств предметов; хорошо ориентируются в нахождении конкретного объекта в микро- и макропространстве.

Таким образом, в зависимости от типа и темы коррекционного занятия можно решать разнообразные коррекционные задачи, такие как например:

- Дифференцировать форму, цвет, ве­личину предъявленных предметов, выделяя назначения частей предметов.

- Расширять сенсорный опыт при дей­ствии с предметами, получать более точные представления об их качестве, взаимозависимости (верхнее — ниж­нее, летнее — зимнее, мужская — женская — детская одежда).

- Активизировать работу по коррек­ции нарушений цветоразличений (на красном фоне — зеленый, на синем поле — желтый).

- Помочь детям с нарушением зрения увидеть мир красок, уловить разнообразие цвета, сформировать устойчивый зрительный образ.

- Учить выделять признаки, свойства, фактуру предметов (цвет, форму, величину, пространственное положение). Расши­рять знания детей об окружающих предметах.

- Ориентироваться в группе, нахо­дить место расположения предметов.

- Закрепить правила поведения в соответствии с назначением помещения, учить устранять не­порядок в группе, в шкафчике в раздевалке, учить раскладывать одежду на стульчике.

- Развивать способности детей различать пространственные признаки предъявленных предметов с помощью зрения.

- Развивать зрительно-двигательный контроль при работе с трафаретами.

- Уметь различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине и фактуре предметы, обозначая их соответствующим словом.

- Учить правильно называть окружающие пред­меты.

Рекомендации:

Педагогам в коррекционной работе использовать предметно-практическую деятельность для активизации чувственного познания младших дошкольников с нарушением зрения, поэтапно решая различные коррекционные цели и задачи.

Вести целенаправленную работу по сенсорному воспитанию ребенка путем формирования у него обобщающих представлений об окружающей действительности с одно­временным подключением сохранных анализаторов.

Литература

1. Ваши глаза: Как сохранить и улучшить зрение. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. – 288с.- Серия «Будьте здоровы». Составитель Г. Есакова.

2. Гудрих Дженет, Детское зрение. Авторская методика естественного восстановления зрения. – СПб: ИД «Весь», 2004. – 240с.

3. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учебно – методическое пособие для педагогов. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 128с.

3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Калимуллина Роза Ибрагимовна

Дата: 22.02.2019

Номер свидетельства: 501000


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1250 руб.
2090 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1180 руб.
1960 руб.
1420 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства