ВВЕДЕНИЕ: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) – трактуется как неврологическо-поведенческое расстройство развития ребёнка, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция, то есть нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Причины появления СДВГ Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения и подразделяют на 3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей: Активный — от латинского «асtivus» — деятельный, действенный. «Гипер» — от греческого «Нурег» — над, сверху — указывает на превышение нормы. Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема становится все более значимой, т.к. по данным исследования количество детей с диагнозом Гиперактивность и СДВГежегодно увеличивается. Гиперактивные дети обладают неукротимой энергией: они постоянно двигаются и являются центром организации всех шумных забав; на занятиях разговаривают и отвлекают других детей; в детском коллективе такие дети вступают в конфликтные ситуации со сверстниками, а на замечания взрослых не реагируют. Для того чтобы продуктивно организовать и реализовать работу с гиперактивными детьми, педагог-воспитатель должен знать, что такое «Гиперактивность» и «СДВГ». Эти два понятия различаются друг от друга. 1. Биологические факторы: Осложнения во время беременности (гипоксия плода, недоношенность и переношенность; внутриутробная гипотрофия; наследственные предрасположенности (употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение). 2. Генетические фактор: врожденные отклонения от нормы 3. Психосоциальные факторы ненадлежащие условия воспитания в семье (алкоголизм родителей, тяжелые разногласия между родителями) 4. Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими) — экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы. Гиперактивность – это поведенческое расстройство, которое характеризуется повышенной активностью и возбудимостью человека. Это состояние, как правило, не требует какого-либо медицинского вмешательства. Дети данной категории, чаще всего, по своему темпераменту являются холериками. Одной из причин гиперактивности может быть ошибки семейного воспитания, либо чрезмерная опека или отсутствие системы единых требований и запретов к ребёнку. Это не заболевание, не ярлык, который навешивается на ребенка. Это сигнал к тому, что такие дети – особенные и требует особого подхода. Наиболее заметными, проблемы становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. Появление такого ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он попадает в коллектив, живущий по определённому распорядку, где от каждого требуется достаточная степень самоконтроля. Гиперактивный ребёнок мешает организованной деятельности в детском саду, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Педагоги, как правило, не в силах справиться с такими детьми, а большинство родителей не понимают активного поведения своих детей. Вместе с тем, проблема остается. Контакт с такими детьми, во многом зависит от стратегии и тактики воспитателя, умения применять в своей работе рекомендации по работе с подобными детьми. Качества, которые присущи гиперактивным детям: они суетливы; не слушают, когда к ним обращаются; часто бывают болтливы; начинают отвечать, не дослушав вопроса или постоянно перебивают; плохо сосредотачивают внимание; часто беспричинно двигают кистями рук, барабанят пальцами, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются и крутятся; они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т.п. Двигательная активность такого ребёнка, как правило, не имеет определённой цели; такие дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым. Они всегда нацелены на движение; не могут контролировать и регулировать свои действия; вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже без видимой причины; важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь могут выскочить на дорогу перед движущимся автомобилем, могут прыгнуть с любой высоты, и т.п.; обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы. Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход. У таких детей очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу и одобрение. КАК РАБОТАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ В ГРУППЕ Гиперактивные дети очень импульсивны, их неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд сосчитайте до 5 и только тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости и сможете лучше понять ребёнка, который нуждается в вашей поддержке. Перед педагогами стоит задача: создание комфортабельных условий и необходимой среды для продуктивного гиперактивного развития ребёнка. Ни в коем случае нельзя подавлять двигательную активность у гиперактивного ребёнка, так как движение можно рассматривать в качестве защитного механизма, именно, благодаря гипервентиляции в процессе движения, восстанавливаются связи между структурами мозга. Воспитатели дошкольного учреждения должны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка. Если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 15-30 минут, то гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесёт. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: дать порисовать, собрать пазлы и т.д. В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивным детям очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха. Дети получат удовольствие от выполнения задания, и как следствие — у них повысится самооценка. В структуру занятий с такими детьми обязательно включать физминутки; использовать элементы игры и соревнования; дробить большое задание на составные части и при этом осуществлять постоянный контроль; инструкции давать кратко и конкретно. Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога. Многие дети с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. При игре с гиперактивными детьми надо учитывать их особенности а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции, трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих. Поэтому играть нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводить на коллективные игры. Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант». Следуя личностно-ориентированному подходу, педагог-воспитатель организует процесс воспитания на положительных эмоциях, последовательно и логически обоснованно. Правила поведения педагога с гиперактивными детьми «не замечать» мелкие шалости; сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается; применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с такими детьми; сажать за первый стол, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий; давать возможность в середине организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.); хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свою радость, если ребёнок довёл какое-то дело до конца. Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у гиперактивного ребенка? Не опекать чрезмерно такого ребенка. Учить устанавливать договоренности относительно требований режима дня. Ребенку необходимо самому принимать активное участие в решении вопросов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать. Ребенок должен иметь возможность высказывать собственные пожелания. Повторять обговоренный режим изо дня в день. Включить в обиход функцию контроля времени – таймер, который необходимо установить заблаговременно до какого-либо задания (ребенок привыкает работать, планируя свои действия). Повышение социальной компетентности, развитие общения (учить анализировать действия, находить причинно-следственные связи, проигрывать житейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, оценивать поведения героев). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Гиперактивность — это поведенческое расстройство. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивные дети имеют нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Педагогам-воспитателям ДОУ необходимо с самого начала строить взаимоотношения с гиперактивными детьми на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону. |