kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей: Организация сюжетно -ролевых игр в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет в группе №2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как организовать сюжетно-ролевую игру в подготовительной группе можно узнать из консультации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: Организация сюжетно -ролевых игр в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет в группе №2»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тат. Каргалинская СОШ»














Организация сюжетно –ролевых игр в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет в группе №2












Выполнила: Шарипова Л.Х.


Дата: 23.03









с. Татарская Каргала, 2021 год


Сюжетно - ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, подчеркну, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

     Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

     Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

     Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т. д.) - одно из основных средств реализации сюжета.

     Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.).

     Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

     Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

     Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках.  Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

     Роль появляется в игре на границе дошкольного возраста.  На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У детей - дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач.

     Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т. п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего школьного возраста, используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т. д.), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т. д.).

     В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.

      Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры.

     Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

     Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности.

     

Организация игры

     Сюжетно – ролевая игра в подготовительной группе требует внимательной подготовки. В зависимости от целей и задач воспитатель продумывает не только тему, сюжет, подбирает инвентарь, но и учитывает психологическую совместимость детей, предполагаемых на определенные роли.

     Проект игры предусматривает способ отбора участников, пути разрешения возможных конфликтов, способы примирения конфликтующих детей. Чаще всего в группе возникают конфликты из-за распределения ролей, из-за нежелания принимать в игру того, кто ранее не справлялся со своей ролью. Задача воспитателя убедить участника в его способностях, учить быть толерантными и терпимыми, помогать развитию чувства взаимопомощи и поддержки. В подготовительной группе воспитатель редко выбирает роль. Педагог задает наводящие вопросы, дает советы, направляет, помогает разобраться в ситуации.

Цели и задачи

Разрабатывая сюжетно – ролевые игры, необходимо четко поставить цель, регламентирующую алгоритм действий сюжетно и психологически.

 Цель: создание условий для организации игры.

 Задачи: формирование осознания разных эмоциональных состояний; развитие навыков общения со взрослыми и ровесниками; расширение представлений о профессиях; углубление знаний этики поведения; развитие креативного воображения; воспитание самостоятельности, доброжелательности, толерантности.

Инвентарь

     Картотека сюжетно - ролевых игр включает тщательный отбор игровых средств. Составляя проект, воспитатель продумывает инвентарь игры, который бы давал ребенку проявить фантазию, творческое воображение, находчивость. Широко используйте игрушечные имитации настоящих бытовых предметов: посуды, инструментов, бытовой техники и т. п.    Обязательно задействуйте игрушки, олицетворяющие определенных персонажей: кукол, животных.

     Важны элементы гардероба или профессиональные предметы: халат врача, указка воспитателя, фартук официанта, колпак повара и т. д. Интерьер игрового пространства создается с помощью игрушек – маркеров: игрушечная палатка, кухонная мебель, детская доска, макет корабля и т. д. Все виды оборудования помогают детям погрузиться в мир игры, формируют представления об использовании тех или иных предметов, об их предназначении.



Описание проведения игры «Ателье».


Цель:  расширение и закрепление знаний детей о профессиях работников ателье.


Задачи:


Образовательная: формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, и времени. Укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу.


Развивающие: развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.


Воспитательная: воспитывать уважение  к профессиям  взрослых.


Роли:  модельер, закройщик, швея, гладильщица.


Игровые действия: выбор фасона, советы, принятие заказа, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, глажение, швея сдает готовую продукцию .


Воспитатель: Ребята! Меня пригласили в театр на спектакль «Две подружки», да вот только беда! Я не знаю, что мне надеть в театр. Вы не могли бы мне помочь? Хочу купить себе платье, а вот модель платья не знаю какую выбрать (таким образом я замотивировала детей к игре «Ателье»). Девочки сразу, захотели мне сшить новое платье и начали придумывать модель для моего платья. Роли в этой сюжетно – ролевой игре дети самостоятельно распределили между собой. Организовали за столом «Ателье». Риана сразу решила для себя, что будет для меня выбирать модель платья и начала выбирать цвет ткани и фасон платья, а Мадина решила стать модельером и начала искать к образцу платья красивые пуговицы, брошки. Розалина решила помочь Мадине с выбором украшений для платья и стать закройщиком. Девочки с интересом начали играть в игру и завлекать в игру других участников (детей). Мальчикам они предложили быть курьером и привезти мне на смотр платье прямо на работу. Завлекая в эту игру других детей, игра становилась все интереснее и сюжет развивался на глазах. После того, как мы пришли к единому мнению по выборе платья девочки принялись за работу.




Описание проведения игры «Банк».


Цель: ознакомление детей с экономическими понятиями, связанными с трудовой деятельностью работников банка.

Задачи:

Образовательная: обогащать содержание сюжетной игры детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей; учить воспроизводить в игре профессиональную трудовую деятельность сотрудников банка (управляющего, операциониста, консультанта) и действия клиентов; создать условия для самостоятельного выбора ребенком игровых действий: искать, принимать решения (на что тратить деньги, к какому работнику банка обратиться, как выстроить диалог).

Развивающая: активизировать воображение на основе развития сюжета игры; развивать креативность через выдвижение ребенком собственных творческих идей (организация игрового пространства, привлечение атрибутов, других детей; развивать умение сотрудничать со сверстниками в игре, развивать самостоятельность и самоорганизацию в сюжетно – ролевой игре «Банк».


Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.


Роли: операционист, консультант, управляющий.


Игровые действия: принят клиента, снять наличные деньги, проконсультировать клиента.


Ход игры

Дети самостоятельно выбрали сюжетно – ролевую игру «Банк», отталкиваясь от Леры, которая принесла в садик банковскую карточку и у детей появилось желание поиграть с этой карточкой. Дети самостоятельно выбрали участников игры и сами между собой определили роли. Ляйсан захотела быть консультантом в игре, как ее родная тетя Алия, которая со слов ребенка работала в Сбербанке консультантом. Тетя рассказывала Ляйсан, как она на работе принимает клиентов и помогаеи им разобраться с возникшими у них проблемами. Артур захотел взять кредит в банке также, как это сделал папа его для того, чтобы достроить теплую веранду в доме у бабушки. Дети настолько влились в свои роли, что консультант Ляйсан начала Артуру - клиенту своего банка предлогать скидку, если он возьмет большую сумму денег. Используя информационные листы консультант предлагала различные варианты кредитов, тем самым завлекая Артура к приобретению карты. Особенно детям нравиться в этой игре получать деньги и нажимать на ПИН – КОД для того, чтобы открывалась касса.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Шарипова Линара Халиловна

Дата: 15.09.2022

Номер свидетельства: 613056


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства