Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Новые педагогические технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ"»
Консультация для молодых специалистов.
Тема: «Новые педагогические технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ»
Существуют разные виды технологий: образовательные технологии и педагогические технологии. В чем их отличие?
Образовательная технология (технология в сфере образования) — это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.
Понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, чем «педагогическая технология» (для педагогических процессов, ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.
Понятие «педагогическая технология» относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.
На данный момент существует несколько определений пед. технологии, данная является самой развёрнутой:
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.
Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно — ориентированной), щадящей (личностно — ориентированной) и технологией сотрудничества.
Условия, необходимые для овладения и реализации технологий:
понимание педагогом идеологии технологии, (что это? Для кого? Как мне комфортно с этим работать?)
технологическая компетентность педагога.
Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.
Примеры использования педагогических технологий в детском саду:
Здоровьесберегающие педагогические технологии
применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения ЗОЖ;
коррекционные технологии.
— Давайте вспомним, какие формы организации здоровьесберегающей работы вы применяете в своей педагогической деятельности? (Ответы педагогов)
— Хочу представить Вашему вниманию, те технологии, которые, возможно, будут новыми для Вас.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Технологии Н. Ф. Базарного:
Технология – «режим динамических поз», или вертикализация позы – т.е. смена позы детей. В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.
Данная технология способствует физическому развитию, улучшает обмен веществ, иммунную систему, ростовые размеры, идет развитие координации всех органов:
зрительно-ручной моторики;
телесно – координаторной;
психоэмоциональной сферы;
Массаж ладоней массажными шариками по методу Су – Джок терапии. Метод Су-Джока – автор южно-корейский профессор Пак Чже Ву.
Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Су – это кисть, Джок – стопа. Большие пальцы рук и ног изображают голову. 2-й и 5-й пальцы — руки, 3-4 – проекция ног.
Достоинства терапии Су-Джок.
Высокая эффективность. Эффект часто наступает через несколько минут.
Абсолютная безопасность при применении стимуляции точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не приносит вред человеку.
Универсальность – можно лечить любую часть тела, любой орган любой сустав.
Кончики пальцев и ладони необходимо массировать до стойкого ощущения тепла – это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.
Метод — кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основоположниками кинезиологии являются американские педагоги-психологи, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Научно доказана очень высокая эффективность этого метода при работе с детьми с нарушениями речи и низкой познавательной активностью.
Например упражнение: «Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» — четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
Технологии обучения здоровому образу жизни
-Утренняя гимнастика
-Серия занятий «Азбука здоровья»
-Самомассаж
Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Начинать надо с упражнений для губ.
Музыкотерапия. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помним об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.
Сказкотерапия эффективна с детьми в дошкольном и младшем школьном возрасте, она используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказка позитивно настраивает детей на рабочий лад с первых минут занятия. Сказка помогает усвоить моральные нормы через отождествление себя с положительным героем, а придуманная ребенком сказка, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Использование технологии мнемотехника
в образовательном процессе ДОУ
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
— он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д.Ушинский
МНЕМОТЕХНИКА — искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.
Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий. Рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. В работе можно использовать мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация). На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек можно знакомить детей с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.
Личностно-ориентированные технологии обучения
Особое место в личностно-ориентированном обучении отводится интерактивным технологиям.
Интерактивные методы позволяют учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы детей.
«Микрофон». В рамках согласованной помощи воспитатель активизирует слабоактивных воспитанников в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.
«Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья были расставлены в форме большого круга. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Ведущий следит за соблюдением правил. Воспитатель излагает проблему, которую следует решить. Далее, по кругу каждый участник «Большого круга» излагает свой проект решения. Это решение может быть зафиксировано на доске (или ватмане).
Работа в парах. Двое делают одно дело или принимают общее решение. Работа в парах с делегированием – дети сообща решают, кто выступит с принятым совместно решением.
Незаконченное предложение — первый начинает, затем по цепочке развивается сюжет.
Броуновское движение – движение участников по всему пространству с целью сбора информации по предложенной теме.(н/р: Найди предметы круглой формы)
Дерево решений – дети делятся на группы, обсуждают вопрос, делают свои рисунки, затем меняются местами и дорисовывают у соседей свои идеи.
Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания
Индивидуализация обучения – это: организация учебно-познавательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями детей;
Технология развивающего обучения
Термин «развитие» понимается как целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально возможное разностороннее и гармоничное развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности.
Традиционное обучение сначала дает детям образец, а затем мотивирует его воспроизведение. Развивающее обучение не дает готовых образцов. Оно способствует возникновению потребности у ребенка в новом понятии или способе действия, организует, направляет и поддерживает собственную деятельность детей по овладению знанием, организовывает самостоятельную формулировку детьми своего «открытия».
Технология ТРИЗ
Чтобы детям быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание используется ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – технология Генриха Сауловича Альтшуллера.
Цель технологии ТРИЗ – развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, нестандартность, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Главное – не просто развивать фантазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.
Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспитатель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было бы деревьев?» Дети предлагают варианты своих суждений.
Затем спросить: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов, в которых могут повторяться, но вместе с тем раскрываться и новые свойства и качества деревьев. Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей, зачем человек научился добывать металл, изобрел пластмассу? Какие свойства дерева не нравились человеку?
Чем дерево неудобно? Зачем люди выращивают лес и создают парки? Качества всех деревьев одинаковые или отличаются? Чем могут отличаться деревья? Какие предметы из дерева можно назвать?» Затем проводятся опыты, во время которых выясняются свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит – не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др.
Таким образом, занятия проводятся как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дают понять, что дерево можно заменять другими материалами, которые используются при изготовлении посуды, мебели.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Темами мозгового штурма могут быть такие:
– Как уберечь продукты от мышей?
– Как не намокнуть под дождем?
– Как мышам достать сыр из-под носа кота?
– Как выгнать лису из зайкиной избушки?
– Как потушить пожар, если в доме нет воды?
– Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его?
– Как оставить кусочек лета в зиму?
– Чем можно рисовать на асфальте?
– Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?
– Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?
– Как достать сосульку с крыши?
– Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?
Напомним правила мозгового штурма:
исключение всякой критики;
поощрение самых невероятных идей;
большое количество ответов, предложений;
чужие идеи можно улучшать.
Технология саморазвития по М. Монтессори
Единственный, кто понимает ребенка, – это другой ребенок.
М. Монтессори
Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей обучения – поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.
Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие. Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Такой обыденный бытовой пример, который хорошо иллюстрирует этот принцип: за обедом ребенок сообщает, что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком. Малыш может:
попросить подать ему ложку. Тем самым, учась обращаться за помощью или, выступать в роли учителя, подсказывая, что необходимо делать в подобной ситуации;
обратиться за помощью к другому. Тем самым, учась находить партнера для решения своей проблемы;
попросить помочь ему решить проблему самостоятельно. Например: «Пожалуйста, подставь мне стул, я хочу достать ложку из буфета».
ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
К технологиям активизации и интенсификации познавательной деятельности детей относятся:
– технология проблемно-задачного обучения (задачная технология),
– проблемно-развивающая технология обучения (технология проблемного обучения),
– игровые технологии обучения,
– технология обучения детей исследовательской деятельности.
Технология проблемно-задачного обучения
Технология проблемно-задачного обучения или задачная технология обучения предполагает применение проблемно-заданного подхода на основе использования системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций.
Виды ситуационных задач:
– ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
– ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
– ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;
– ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
– ситуация-предложение, когда педагог высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает детей в активный поиск;
– ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо решения;
– ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.
9. Проблемно-развивающая технология обучения
Сегодня подпроблемным обучением понимается такая организация с детьми занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?
Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Игровые технологии обучения
Характерные особенности педагогической игры
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
Технология исследовательского обучения
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий (Савенков А. И.).
Шаг 1. Актуализация проблемы – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.
Шаг 2. Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием.
Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами «разработать», «создать», «выполнить».
Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).
Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».
Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
Шаг 8. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).
Шаг 9. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования .
Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.
Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет – пирамиды).
История жилища и благоустройства.
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Проектная технология
Проект – способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Как педагогическая технология проектная технология направлена:
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
«игровые» – детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
По характеру контактов в проектной деятельности выделяют:
индивидуальный (персональный) проект – проект, выполняемый одним ребенком под руководством педагога,
групповой проект выполняется несколькими участниками проектирования, которые являются соавторами,
осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой,
внутри ДОУ,
в контакте с семьей,
учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
По продолжительности проекты бывают
– краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня),
– среднесрочный (2-3 занятия),
– долгосрочные (от 1 недели до 3 месяцев).
Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.
Технологии группового обучения (КСО и ГСО)
Технология коллективного способа обучения
Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется (общение происходит либо с каждым отдельно, либо по очереди). В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.
Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.
На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Технология группового обучения
Групповая технология – это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности детей является групповая. При групповой форме деятельности группа воспитанников делится на группы для решения конкретных учебно-познавательных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.
К групповым технологиям в дошкольном образовании можно отнести групповое занятие и дидактические игры. При правильном педагогическом руководстве эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Примерные правила:
— объединяйтесь по группам быстро и тихо;
— принесите необходимые материалы;
— говорите тихо;
— слушайте когда кто-то говорит;
— знайте ваше задание;
— оставайтесь в вашей группе, пока вам не указано делать другую работу.
Технология «ПОРТФОЛИО РЕБЁНКА»
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей.
Существует ряд функций портфолио:
диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю…» («Мне нравится…», «Обожаю, когда…»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю…». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я вижу себя…», «Я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела…»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне…». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Технология коллективной творческой деятельности
Технология коллективной творческой деятельности, разработанная И.П.Ивановым и известна также как «орлятская педагогика».
Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.
Познавательные дела: вечер – путешествие, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, турнир знатоков.
Художественные дела. Концерт – «молния». Кукольный театр. Литературно-художественные конкурсы.
Спортивные дела: веселая спартакиада, спартакиада народных игр, «Тайна» («Следопыты») и т.д.
Технология дифференцированного (индивидуализированного) обучения
Обезличенность сродни насилию: то и другое разрушает человека, делает его несчастным, мешает быть успешным. Дж. Восс
Данная технология основывается на изучении и понимании ребенка, учете его особенностей при построении отношений с ним.
Теоретическим фундаментом технологии дифференцированного обучения и воспитания является психология человека.
Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в педагогической деятельности, направленной на развитие. Кроме того, это комплексный метод, объединяющий функции диагностики, коррекции и реабилитации.
Карта индивидуального развития ребенка (М. Ю. Стожарова)
Цель заполнения карты – углубление и расширение знаний педагога о детях в процессе индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
Способы работы с картой.
На основе длительного сбора информации о ребенке (в течение трех лет) воспитатель отмечает достижения ребенка, то есть степень освоения им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями, развития деятельности и др. Если педагог считает, что данный способ или умение сформировано, в карте проставляется значок определенного цвета по 3-балльной системе. Если данные неопределенные, значок другого цвета. Если результат окажется ниже возрастных возможностей, — третий значок. Его следует рассматривать как сигнал неблагополучия в одной или нескольких областях. Представленные в карте данные — материал для работы воспитателя или специалиста. На их основании ведется коррекционная работа.
Схема содержания карты индивидуального развития ребенка.
Анкетные данные.
Анкета для родителей.
Физическое развитие (на начало и конец учебного года):
Уровень зрелости нервных процессов: тонкая моторика руки.
Умственное развитие:
внимание;
конкретизация понятий (обобщение, классификация);
умение сравнивать;
память;
ориентировка во времени;
мышление.
Овладение общей способностью к познанию.
Речевое развитие:
звуковая сторона речи;
смысловая сторона речи: развитие связной речи, словаря, грамматический строй речи.
Социальное развитие ребенка.
Эмоциональное развитие.
Технология моделированиякомплексных и интегрированных занятий
По сути, речь идет о реализации в дошкольном образовании комплексного подхода и организации непосредственно организованной образовательной деятельности детей на основе технологии интегрированного обучения.
Комплексный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Основу интегрированных и комплексных занятий составляют интегрированные знания, которые могут включаться в занятия в виде, отдельного этапа в течение всего занятия.
Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.
Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.
Комплексные занятия
Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным». Реализация задач осуществляется средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Интегрированное занятие
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
Основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.
Примерная структура интегрированного занятия
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных образовательных областей на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
Вводная часть.1. Мотивация – постановка проблемы. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»). Эта часть должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель должен руководствоваться интересами, желаниями детей группы.
Основная часть.2.Содержание – должно быть жизненным, доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса, или закрепляются уже имеющиеся из разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. (Поиск. Опыты, эксперименты. Решение проблемы. Выводы. Продукты детской деятельности: схемы, зарисовки, макеты, конструкции)
Заключительная часть.3. Анализ и оценка. Детям предлагается практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Дети должны понять, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ), их надо презентовать: рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано и т.д. Закрепляется радость открытия или создание новой проблемы на основе решения данной
Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:
— педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;
— педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования