kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей на тему "Как научить дошкольника задавать вопросы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы уже в возрасте трёх-четырёх лет. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными, начинающимися со слов «что?», «как?» и «почему?». При этом ребёнок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой. Поэтому, для поддержания интереса к окружающему миру, для развития любознательности, необходимо учить детей задавать вопросы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему "Как научить дошкольника задавать вопросы?"»

Консультация для воспитателей на тему:

«Как научить дошкольника задавать вопросы?»

Что мы получаем, когда задаём различные вопросы? Конечно же, ответы, а, следовательно, информацию, знания. Вопросы являются важным показателем наличия познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Каждый вопрос ребёнка – это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. Дошкольный возраст является возрастом вопросов, в ходе которого ребёнок задаёт «сто тысяч «почему»». Наибольшее количество вопросов в речи детей наблюдается в среднем и старшем дошкольном возрасте. Возникают предпосылки для развития детской любознательности, которая является мотивационным компонентом готовности к обучению в школе.

Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в возрасте трёх-четырёх лет. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными, начинающимися со слов «что?», «как?» и «почему?». При этом ребёнок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой. Поэтому, для поддержания интереса к окружающему миру, для развития любознательности, необходимо учить детей задавать вопросы.

Главные условия, которые должны соблюдаться при обучении детей умению задавать вопросы – это:

- наличие собеседника, адресата, кому непосредственно направлена речь;

- обеспечение результативности речи, т.е. того, чтобы в результате обращения, просьбы осуществлялось желаемое.

Представляю вам несколько рекомендаций, которые могут помочь организовать работу с детьми.

Во-первых, необходимо формировать у детей мотивацию к постановке вопросов. Ребёнку нужно дать понять, что умение задать вопрос – это социально ценное действие. Можно задать детям следующий вопрос: «Что мы получаем, когда задаём вопросы и получаем на них ответы?». Дети самостоятельно или с помощью педагога отвечают: «Знания». Педагог подводит детей к выводу о том, что знания нужны, а задавать вопросы – это хорошо и очень важно.

Во-вторых, следует знакомить детей с формами постановки вопросов и с вопросительными словами. Для этого можно использовать мнемосимволы – графические образы объектов. Например: «Мы можем начать вопрос со слова «Когда», если хотим узнать про время, когда что-то происходит». Каким символом можно обозначить время? Конечно же, часы. Поэтому, мнемосимвол – часы со знаком вопроса. Образец вопроса: «Когда вы приходите в детский сад?». Или «мы можем начать вопрос со слова «Где», если хотим узнать про место, в котором что-то находится или происходит. Какой мнемосимвол можно использовать с этой целью? Например, глобус со знаком вопроса. Образец вопроса: «Где живут белки, зайцы, волки?».

Следует пользоваться готовыми пояснительными фразами для вопросов, которые начинаются также со слов «что», «как», «почему». Такие пояснительные фразы позволят ребёнку понять назначения форм вопросов. Мнемосимволы помогут детям легче запомнить, как сами вопросительные слова, так и предметы, действия, о которых можно с их помощью спросить. Также, следует приводить примеры вопросительных предложений, соблюдая при этом принцип: ребёнок должен знать ответ на вопрос, который вы даёте в качестве примера. Желательно использовать для вопросов объекты, которые находятся в группе («Где лежат наши альбомы?», «Кто выглядывает из кукольного домика?»), либо актуальный опыт детей («Кто сегодня дежурный?»).

В-третьих, следует организовать для детей тренировку в самостоятельном формулировании вопросов разных видов. Ребёнок должен учиться задавать вопросы в ситуации, когда он сам знает ответ на свой вопрос или догадывается о нём. То есть вначале ребёнок должен сформулировать утвердительное высказывание о чём-то, а потом учиться формулировать вопросительное высказывание об этом. Например, на занятии по развитию речи в старшей группе дети учатся задавать вопросы по сюжетной картинке из мультфильма «Слонёнок». Сначала идёт обсуждение фрагмента из мультфильма, затем с помощью мнемосимволов дети пробуют самостоятельно задавать вопросы по картинке. Например, «кто изображён на картинке?», «кто тянет Слонёнка за нос?», «что хочет сделать Крокодил?», «почему хобот у Слонёнка стал длинным?» и т.п.

Другой вариант, дети учатся задавать вопросы по серии сюжетных картинок. С этой целью можно использовать пособие Николая Радлова «Рассказы по картинкам». Как построить обучающую беседу с детьми?

1. Предложите детям рассмотреть серию картинок.

2. Задайте вопросы по картинкам, выслушайте ответы детей.

3. Вызовите желающего или выберите кого-то из воспитанников и попросите рассказать историю по картинкам.

4. Предложите детям сходную серию картинок для самостоятельной тренировки. Разделите детей на две группы, первой группе дайте задание задавать вопросы, а второй – отвечать на них.

5. Вызовите желающего или выберите кого-то из воспитанников и попросите рассказать историю по этой новой серии картинок.

В ходе таких бесед дети могут научиться подбирать нужные вопросительные местоимения, а также строить цепочки вопросов. Цепочка вопросов – это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию, её действующих лиц («кто?»), их действия («что делают?»), каким способом («как?»), в каких обстоятельствах («где?», «когда?»), по какой причине или для чего («почему?», «зачем?»). Во время обучающих бесед воспитатель задаёт цепочку вопросов по серии картинок, а затем предлагает детям самостоятельно построить такую цепочку по сходной серии картинок.

Также для обучения детей умению задавать вопросы можно использовать различные игры и упражнения. Например, «Интервью». Сначала необходимо познакомить детей с новыми словами – интервью, репортер, респондент. Затем обсуждаются возможные темы. Например, обсуждение праздника, выставки рисунков и т.д. Сначала воспитатель берёт интервью у детей, потом – наоборот.

Помимо этого, следует уделить внимание определению уровня развития умения задавать вопросы. С этой целью можно использовать методику «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой. Для проведения исследования нужно подобрать две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (играющие дети, зимние развлечения и т.п.), на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты. Затем нужно предложить ребёнку поиграть в игру «Вопрошайка», а также уточнить, что он может спрашивать обо всём, что ему хочется узнать об изображенных предметах. В протоколе фиксируются имена, возраст и вопросы каждого ребёнка.

Полученные данные обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребёнком;

– тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «Что это?», «На чём стоят книги?»).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?»).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идёт в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

Если в детской речи мы наблюдаем все типы познавательных вопросов, то делаем вывод о высоком уровне познавательной активности ребёнка, об умении задавать вопросы.

Таким образом, ещё раз отмечу, что в дошкольном возрасте дети задают очень много вопросов, тем самым возникают предпосылки для развития любознательности – важного компонента готовности ребёнка к школе. Чтобы развить любознательность и обеспечить детям успешное обучение в школе, воспитатель должен терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им и поощрять познавательные интересы, а также проводить специальную работу по формированию умения задавать вопросы с помощью речевых образцов, обучающих бесед, специальных игр и упражнений.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для воспитателей на тему "Как научить дошкольника задавать вопросы?"

Автор: Надежда Сергеевна Шитихина

Дата: 13.08.2022

Номер свидетельства: 611698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Консультация для воспитателей "Азбука экологии на прогулке""
    ["seo_title"] => string(65) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-azbuka-ekologhii-na-proghulkie"
    ["file_id"] => string(6) "262617"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449394740"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Консультация для родителей на тему: Развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям"
    ["seo_title"] => string(113) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-na-tiemu-razvitiia-riechi-i-myshlieniia-doshkol-nikov-riekomiendatsii-roditieliam"
    ["file_id"] => string(6) "303888"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457618126"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников"
    ["seo_title"] => string(67) "sovety_uchitelia_logopeda_po_razvitiiu_rechi_mladshikh_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "576168"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1616350941"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства