Просмотр содержимого документа
«Консультация для специалистов и воспитателей «Как формировать пространственные представления у дошкольников с ОВЗ?»»
Консультация для специалистов и воспитателей
«Как формировать пространственные представления у дошкольников с ОВЗ?»
При формировании пространственных представлений можно выделить следующие направления: -ориентирование в схеме собственного тела; -в окружающем пространстве; -на листе бумаги; -восприятие пространственных отношений между предметами. В книге «Введение в нейропсихологию детского возраста» А. В. Семенович писала: «…ни в коем случае…пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо ребѐнку. Он всѐ должен пощупать, прочувствовать своим телом, руками». Поэтому главная роль в работе по формированию и развитию пространственных представлений принадлежит игре. Только через игру, только действуя самому в этой игре возможно усвоение знаний и выработка умений и навыков по пространственной ориентировке. Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры. При кажущейся простоте упражнения наполнены дидактическим смыслом, побуждают детей к направленным пространственно-ориентировочным действиям. Данная работа должна быть поэтапной, систематической и строится по принципу взаимосвязи между специалистами. Первый этап – работа по формированию представлений о собственном лице, положении собственного тела в пространстве . В дальнейшем она продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» его пространства( вертикальной оси). Затем работа проводится по вертикальной оси с усложнением. Сначала понятия закладываются на невербальном уровне( используются различные игры на усвоение данных понятий на индивидуальных подгрупповых занятиях) с учителем-дефектологом( работа с зеркалами: «Дразнилки», «Узнай и покажи», «Покажи у соседа» и др.) позже к работе подключаются воспитатели группы, используя: игровые упражнения «Что похоже , а что нет?», «Найди отличия», «Пѐрышко»; чтение художественных произведений: Э .Мошковская «Нос, умойся», А. Барто «Девочка чумазая» , Н.Голь « Главные признаки» и т.д.; аппликацию и лепку по темам: « Снегурочка и Дед Мороз» , «Дети на прогулке» и др., подвижные игры и оздоровительные паузы: «Ладонь в Ладонь, «Дрозд», «Буратино потянулся ». Педагог по изобразительной деятельности закрепляет пространственные представления на тематических занятиях: « Милой мамочки портрет», « Забавные рожицы». Воспитатель по физической культуре включает в свои занятия подвижные игры: « Обезьянки» , « У старушки у Маланьи…», а музыкальный руководитель- занятия: «Дружные пары», «Приглашение». Второй этап- это продолжение работы по формированию представлений о собственном теле и объектах , расположенных по отношению к телу. Вторая задача этапа- формирование представлений о взаимоотношениях объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства- сначала только по формированию пространства при этом необходимо помнить, что нельзя описывать расположение частей тела, словами выше, ниже, под, если они находятся в горизонтальной плоскости. Далее анализируется расположение объектов в горизонтальном пространстве только по отношению к себе(отсчѐт ведѐтся от собственного тела). Данные понятия усваиваются детьми через практические собственные действия с различными предметами. Здесь необходимо добиваться правильного употребления полученных понятий в активной речи, что в свою очередь определяет использование игр с высокой речевой активностью: «Расскажи ,где кто живѐт?», «Найди игрушку по стрелке», «Расскажи, что изменилось?». На занятиях по рисованию: «Мы делаем зарядку», «Мы играем», «Зимние забавы» педагог закрепляет пространственные представления, обучая детей композиционному построению рисунка. Инструктор по физической культуре с этой целью использует подвижные игры : «Найди свою пару» , «Волк во рву», «Туннель», музыкальный руководитель- «Кот и мыши», «Зайцы и лисы», «Найди себе пару». Третий этап- работа по дальнейшему закреплению схемы тела с упором на право-левую ориентировку( относительно основной вертикальной оси ребѐнка, т.е. его позвоночника), с последующей ориентацией на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению в первую очередь к собственному телу. Продолжительность занятий характеризуется работой над теми частями собственного тела, которые могу отражать метрические соотношения по оси право-лево. На этом этапе большая роль отводится инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю, так как усвоенные детьми понятия должны закрепляться на практическом уровне и с высокой речевой активностью. На физкультурных занятиях проводятся игры и упражнения «Чьѐ звено быстрее соберѐтся?» , «Что вышло?», «Покажи отгадку», «Повтори и сделай верно», «Ручейки и озѐра», Игры с флажками». При выполнении наклонов, поворотов дети проговаривают: Влево, вправо. При перестроениях, ходьбе, беге в различных направлениях они используют полученные навыки в практической деятельности. Далее аналогично осуществляется формирование пространственных представлений при переходе к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции праволевой ориентировки. Комплексный, интегрированный характер занятий способствует повышению эффективности формирования пространственного и квазипространственного восприятия, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие детей с ОВЗ в целом.
«Игры на развитие пространственно-аналитической деятельности, используемые в работе со старшими дошкольниками»
Предлагаются следующие игры на развитие пространственно-аналитической деятельности. «Прятки с указанием пути» Цель: упражнять в действенном различении и обозначении словом основных пространственных направлений: вперѐд-назад, вправо-влево, местоположения предмета в пространстве с помощью предлогов (в, над, на, под) Оборудование: игрушки. Взрослый в отсутствии детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учѐтом предполагаемого местоположения ребѐнка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за стулом прячет зайку, сзади на тумбочку ставит куклу. Затем объясняет ребѐнку задание: «Сегодня ты научишься отыскивать спрятанные игрушки! Вперёд пойдѐшь – зайку найдѐшь, назад пойдѐшь – куклу найдѐшь. Куда ты хочешь пойти и что ты там найдѐшь?» Ребѐнок должен выбрать направление в поиске игрушки, назвать его и следовать по нему. Отыскав игрушку, он говорит,что и где нашѐл.например: « Я пошѐл направо и нашѐл куклу на тумбочке» Сначала детям предлагается выбор из двух направлений( вперѐд-назад, налево-направо), позднее- из четырѐх. Также постепенно увеличивают количество игрушек, расположенных с каждой стороны. «Игрушки с дистанционным направлением», «Непослушные игрушки»: Цели: развивать пространственные представления, координацию движений; научить внимательно слушать и выполнять команды взрослого. «Заводная кукла» Воспитатель предлагает детям представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Воспитатель подаѐт команды: «Игрушки, сделайте два шага вперѐд, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Поворот налево, три шага вперѐд. Руку правую вверх, левую к плечу». «Непослушные игрушки» Все команды выполняются наоборот: дети идут не вперѐд , а назад и т.д. «Геометрический магазин» Цели: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: левее правее, сверху, снизу; называть местоположение предмета; закреплять названия геометрических форм. Оборудование: два « магазина» с нарисованными игрушками , по форме напоминающими разные геометрические фигуры, геометрические «деньги» (геометрические фигуры); отдельные карточки с изображением тех предметов, что и на полочках. Воспитатель знакомит детей с правилами игры «магазин». Ребѐнок получает покупку, если называет точное местоположение товара; вещи продаются только за геометрические деньги соответствующей формы. Например: «я хочу купить ракетку, которая лежит на нижней полке слева от лесенки». Ребѐнок предлагает деньги в виде круга, т.к. форма ракетки напоминает круг. Можно усложнить задание , предложив распродажу товара (две вещи за одну монетку. «Волшебное дерево» Цели:учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева , вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше; использовать в речи предлоги для составления предложений: над, под, на, в. Оборудование: настенное панно – дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках. Воспитатель предлагает послушать историю о весѐлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов ,цветка, используя пространственные предлоги и наречия. Вопросы: Сколько гусениц с левой стороны дерева? Сколько гусениц ползѐт вверх? Где находится облако по отношению к дереву? Усложнение: Что изменилось на дереве? «Новоселье» Цели:учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу. Оборудование: Картинка с домиком; в окошках домика – жильцы. Воспитатель предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом доме, называют соседа слева или справа. Например: кто живѐт под белочкой? Аналогичные игры :« Заселите домики», «Маленькие слова в гостях у Мухомора», «Прятки», «Зашифрованные послания», «Муха-цокотуха», «Бабочки на лугу», «Помоги мышонку», «Котята расшалились», « Путешествие осы» , «Собери состав» и др.