kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Выученная беспомощность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация предназначена для родителей дошкольников. В статье описываются правила поведения для родителей, чтобы не сформировать у детей синдром выученной беспомощности, а также рассматроиваются правила грамотного применения запретов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Позднякова С.С.»

Консультация для родителей.

«Выученная беспомощность»



Позднякова С.С., воспитатель



Если постоянно ограничивать инициативу ребёнка, делать за него то, что он способен выполнить сам, то можно сформировать у малыша такое качество, как «выученная беспомощность».

Особенно хорошо это получается у тех родителей, которые демонстрируют детям своё превосходство, сопровождая свои действия высказываниями «Я сам(-а) лучше сделаю», «Да ты же ничего не умеешь», «Раньше учиться надо было», «Я так и знала, что у тебя не получиться, смотри, как надо».

В двух словах, выученная беспомощность - это когда человек считает, что не в силах повлиять на обстоятельства, не может контролировать свою жизнь, считает, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Результат – нежелание что-либо делать или предпринимать.

Выученная беспомощность у ребенка возникает тогда, когда он вообще не получает отклика на свои действия (всем на него наплевать), получает однообразную негативную реакцию (постоянное наказание), однообразную позитивную (балование ребенка) реакцию.

Четыре правила по профилактике выученной беспомощности

  1. Предоставьте своему ребёнку возможность самому найти нужные ему последствия. Не только окружающая среда, но и вы сами создаете последствия. Постарайтесь чаще бывать с ребенком, самим собой и своими реакциями на поступки ребёнка восполнить дефицит последствий. То есть, выполняйте правило первое - последствия должны быть.

  2. В ответ на разное поведение вашего ребёнка, демонстрируйте разные способы своего поведения. Злитесь, если он что-то сделал неправильно, радуйтесь, если его поступки вам приятны. То есть, проявляйте свою радость или злость, все многообразие ваших чувств, стараясь указывать точно, с каким именно поведением эти чувства связаны. Не ограничивайтесь обнародованием взысканий, пусть даже – и разнообразных взысканий. Дополните «перечень штрафов» «перечнем поощрений». Старайтесь уравновесить баланс хороших и плохих действий балансом хороших и плохих последствий. Таким образом, правило второе – последствия должны быть разными.

  3. Не оттягивайте с реакцией, реагируйте тотчас же и разнообразно. Особенно это важно в случае экстремального поведения, необычно хорошего или необычно плохого. Соблюдайте правило третье – промежуток времени между поведением и последствиями должен быть минимальным.

  4. Конечно, если вы будете постоянно сопровождать любое поведение ребёнка своими реакциями, то это будет выглядеть достаточно глупо. Это и не нужно. Множество специально организованных исследований показали, что несистематические и случайные последствия лучше действуют, чем постоянные. Спустя некоторое время ваш ребёнок сам научится видеть последствия – без вашей помощи. Помогайте ему в этом время от времени. И ваш ребенок приобретёт веру в себя, инициативу и оптимизм. Вы же этого хотите? Поэтому, правило четвёртое – случайные реакции лучше постоянных.

Три правила пользования словом "нельзя"

Если постоянно говорить "нельзя", то это слово для ребенка обесценится, он вообще не будет на него реагировать. Поэтому запретов должно быть не много, и слово "нельзя" должно означать "СТОП!!! ОПАСНОСТЬ!!!", а не "не надо этого делать, потому что так воспитанные мальчики и девочки не поступают".

В последнем случае можно без слов и объяснений просто переключить ребенка на другую деятельность. Например, мама может посмотрев в окно спросить: «Интересно, а куда бежит эта большая лохматая собака?» Чем старше малыш будет становиться, тем чаще он будет задавать вопрос: "Почему?.. Почему нельзя?". Вот тогда и пригодятся объяснения. Для ребенка важно иметь разумный набор ограничений, и слово «нельзя» должно входить в круг известных ему понятий.

Взрослым следует помнить несколько правил пользования словом "нельзя":

  • Запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля.

  • Запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи. Маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка.

  • Запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей. Лучше всего это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое.

Абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий

Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий.

Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды.

Никакие суровые слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.

Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах.

Успехов вам и вашим детям на пути взросления!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для родителей "Выученная беспомощность"

Автор: Позднякова Светлана Сергеевна

Дата: 31.10.2022

Номер свидетельства: 616378


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства