Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье».
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье».
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его
жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка,
приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у младших школьников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. От того как, будет воспитан ребёнок в нравственно-волевом отношении, зависит его успешное обучение в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье».»
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье».
«Нет ничего труднее,как перевоспитать человека,плохо воспитанного».
Ян Амос Коменский Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его
жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка,
приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у младших школьников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. От того как, будет воспитан ребёнок в нравственно-волевом отношении, зависит его успешное обучение в школе.
Недооценка важности воспитания волевых качеств приводит к становлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Конечно, постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры…
Как ребенка приобщить к труду?
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Чтобы заинтересовать детей, надо доступно объяснитьзначимостьпредстоящей работы, ее результата. Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна: пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других и обязательно использовать эту вещь в быту.
Поручения, даваемые детям должны быть интереснымиипривлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Поэтому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой - либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.
Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возможности. Если задания посильны, ребёнок выполняет их с интересом.
Как же распределить домашние дела между членами семьи?
Сначала попробуем разделить все обязанности на постоянные и временные.
Например, постоянные - уборка, мытье посуды, стирка, прогулки с собакой и т.д. Временные - генеральная уборка, ремонт, мытье окон и др.
Теперь выделяем из них мужские, женские и детские обязанности.
Обязанности, рекомендуемые для детей младшего школьного возраста:
Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, учебные принадлежности; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.
Протирать мебель.
Стирать мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки и т.п.).
Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака.
Подметать сырым веником пол в комнате, мыть пол.
Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.
Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать продукты сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно; принести, отнести вещь, поднять упавшую.
Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Какзафиксироватьэтораспределение и где его поместить для всеобщего обозрения - вопрос вашей фантазии и изобретательности. Можно сделать это совместно, а можно поручить ребенку. Для младших школьников можно посоветовать сделать из плотной бумаги большую ромашку с отдельно вырезанными сердцевиной и несколькими лепестками. На каждом лепестке нарисовать по одному виду домашней работы, интересных и полезных занятий и т.п.
Сделав что-то из перечисленного, ребенок в течение дня сам прикрепляет к сердцевине ромашки соответствующие лепестки. И ему, и родителям сразу видно, что было сделано за день. Если в семье двое (или больше) детей, то каждый делает себе свою ромашку. Можно даже устраивать семейные соревнования, в чьей ромашке к вечеру больше лепестков. Отмечать необходимо не только количество дел, но и качество их выполнения.
«Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению».