Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Вежливость – это важно»»
Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Консультация для родителей
«Вежливость – это важно»
Составила: Подойницына В. С.
Студентка 411 группы.
Балей, 2021 г.
Цель: сформировать у родителей правильное представление о культуре поведения детей.
Задачи:
демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье;
формировать у детей навыки вежливого общения;
выработать свои правила вежливости.
Участники: родители, педагог.
Оборудование: памятка
Ход консультации
Вступительная часть: Уважаемые родители сегодня мы с вами поговорим о вежливость – это важно! Послушайте сказку о вежливости:
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: — Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо. — Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело. — Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног. Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала: — Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
-Как вы думаете о чём эта сказка? (о вежливости)
Основная часть консультации:
Мы все знаем, что дошкольный возраст - это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
На этом этапе взросления психика дошкольника податлива и эластична. В эти годы ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребёнка нравственные чувства. В это время родители должны воспитать в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.
Одной из важных задач на данном этапе является задача овладение основами культуры поведения, формирование привычки вежливого отношения к окружающим. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитываются навыки вежливости, бытовой культуры, совместной игры. В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила: здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т.д.
Что же такое «Вежливость»?
Вежливость – это нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.
С тем, что вежливость – это очень важное качество культурного человека, пожалуй, согласятся многие. Часто родители в своих мечтах представляют детей настоящими маленькими «леди» и «джентльменами».
Но, не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет.
Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими поступками и своими словами, например, со взрослыми не говорят так, как с приятелями; надо с уважением относиться к имуществу потому, что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит.
Когда же можно начинать прививать малышу нормы вежливости?
Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, огромен: от крохотного малыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости.
Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.
Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» – это стиль отношений в семье. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.
- Я вам предлагаю поиграть Игра-помощница:
Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно, через
игру ребенок познает окружающий мир, узнает много нового, учится делать
выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры. А ведь именно игра – один из лучших способов показать ребенку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем! Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?
при встрече со знакомым;
при общении в садике;
при посещении поликлиники;
при походе в магазин, кино;
при посещении театра;
в транспорте;
в гостях или при приеме гостей у себя;
и просто в ежедневном общении с близкими!
В эти ситуации можно играть бесконечно, но мы рассмотрим пример только одной такой игры. Вначале взрослый играет за всех героев, но периодически спрашивает совета у ребенка: как поступить дальше главному герою? Почему ему что-то не удалось или, наоборот, получилось? Исполняя роли за героев сказки, подчеркивайте в их репликах вежливые слова.
«Приёмы вежливоси»
Давайте с вами разыграем ситуации, например:
Марина Васильевна попросите у Марии Олеговны куклу , вежливо
Родители: «Маша, дай мне куколку твою, пожалуйста! Я только посмотрю и отдам».
Ксения Сергеевна поприветствуйте Марию Викторовны
Мария Дмитриевна попросите у Марины Васильевны помочь ей
Хорошо вы справились с заданием.
Сейчас с вами посмотри видео про вежливость.
Памятка для родителей.
« Как помочь ребёнку быть вежливым»
В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например, «дай мне», без слов «пожалуйста».
Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.
Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.
Учите вежливости вежливо!
«Как научить ребёнка не перебивать взрослых»
Заранее договоритесь с ребёнком о том, что когда к Вам придёт гость и Вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет в своей комнате. Объясните, что сейчас Вы заняты. Запомните то, что ребёнок хочет Вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он хочет Вам сказать.
Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. д.
Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» — может стать поистине волшебной.
Будьте примером для ребёнка и не прерывайте чужой разговор без необходимости.
Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.
Сами никогда не перебивайте ребёнка!
Заключение:
Вежливость – часть нормальной человеческой морали
Употребляйте вежливые слова сами, заставляйте своих близких и друзей, а также друзей вашего ребенка. Привычка перейдет в автоматизм, а количество – в качество. Желаю Вам успехов!