Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Умный ребёнок»»
Консультация для родителей « Умный ребёнок».
Цель: Познакомить родителей с играми по развитию творческих способностей детей. Помочь родителям понять значимость игр в развитии ребёнка. Учить использовать в общении с детьми игры, способствующие развитию детского творчества, повышать педагогическую культуру родителей.
Развитие познавательной деятельности ребёнка эффективнее всего осуществляется в процессе игры. Опора на игру является основным путём включения детей в учебно-познавательную деятельность и в то же время способом раскрытия личности, развития её способностей. Игры способствуют умственному и социальному развитию ребенка. Содержание их направлено на развитие внимания, восприятия, мышления, воображения.
Терпение и доброжелательность, фиксация внимания ребёнка на успехе, использование словесных поощрений и разных форм несловесной поддержки (улыбка, пожатие руки и т.д.) позволят взрослым не только удовлетворить детей в познании, но и создать психологический комфорт в семье.
Играть с ребёнком можно перед сном, во время болезни, в плохую погоду, на кухне, во время прогулок.
Одно из главных направлений технологии ТРИЗ - знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показывать жизнь ребенку такой, какая она есть, - противоречивой. Каждый день и каждый час мы сталкиваемся с массой противоречивых явлений и понятий (если я рано встану, то успею на работу, но не высплюсь; если полечу на самолёте, то доберусь быстрее, но билет стоит дороже).
Первый шаг к тому, чтобы ребёнка научить решать задачу, противоречие - это видеть в предмете хорошее и плохое. С этой цель с детьми можно играть в игру «Хорошо - плохо». На первый взгляд она, кажется, простой (если преподносить истины по старинке, в чёрно-белом варианте: драться это плохо, а дружить - это хорошо).Если давать эту игру и открывать перед детьми настоящий окружающий мир, нужно действовать по правилам: все явления, предметы, поступки сказки рассматривать в начале с хорошей позиции, затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему, помня о том, что мы формируем совсем маленького ребёнка. Для более глубокого понимания этой философской игры приведу несколько примеров: Сказка — это хорошо или плохо? А что хорошего в сказке? В сказке есть хорошие герои? Назовите? А в сказке есть плохие герои? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный ...) А почему они плохие? Что хорошего может происходить со сказочными героями? I - А что плохого может произойти с ними?
Во всех вариантах игр «Хорошо - плохо» нужно обязательно после рассматривания плохой стороны в итоге вернуться к хорошему. Игра эта не надоест, будет проходить живо, если вы с ребёнком будете проигрывать её в ролях: мама будет говорить, что хорошо, ребёнок - что плохо (и наоборот) Кто первый закончил, тот проиграл,
Весьма результативно будет, если ваш малыш сам начнёт игру. Ежедневно встречаясь с массой проблем, явлений, предметов - он уже будет маленьким философом, анализируя окружающий мир и его противоречия с различных позиций.
Игра «Противоположные значения» подготавливает детей к совладению таким инструментом ТРИЗ, как приём «наоборот».
На первом этапе ведущий называет одно из слов - антонимов, а ребенок должен назвать слово, имеющее относительно названному слову противоположное значение. Например: Много - мало. Узкий широкий. Больной - здоровый. День – ночь.
На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки. Например: Скажу я слово - высоко. А ты ответишь – низко.
Скажу я слово - далеко. А ты ответишь - близко.
Скажу тебе я слово - трус. Ответишь ты - храбрец.
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай... (конец).
На третьем этапе игру можно усложнять, подбирая слова противоположные по значению: Волк (злой) - бабушка (добрая). Карандаш и пишет - резинка (стирает)
Только необходимо предложить ребёнку объяснить в каждом конкретном случае, почему он сделал такой выбор.
Этот этап игры позволяет сравнивать не только сказочные персонажи типа «Золушка (ласковая) - мачеха (грубая)», но и все, что детей окружает в комнате. Можно предложить для сравнения игрушки, природные явления, а также семейные отношения «Я - моя семья».
Когда выявление противоречий свойств перестанет вызывать трудности у детей, начиная с 4-5 лет можно переходить к следующему, четвертому этапу - где после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов.
Например: Горячий - холодный = утюг, солнце, ребенок (горячий, когда болеет). Тёмный - светлый = тельняшка чёрно-белый телевизор и т.д.
Таким образом, здесь ребёнок непроизвольно начинает знакомиться со способами разрешения противоречивых требований к объекту или явлению, вплотную подходит к понятию «противоречие».
Когда Выявление противоречий свойств перестанет вызывать трудности у детей, начиная с 4-5 лет можно переходить к следующему, четвертому этапу - где после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов. Например:
Горячий - холодный = утюг, солнце, ребенок (горячий, когда болеет). Тёмный - светлый = тельняшка чёрно-белый телевизор и т.д. Таким образом, здесь ребёнок непроизвольно начинает знакомиться со способами разрешения противоречивых требований к объекту или явлению, вплотную подходит к понятию «противоречие».