Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но, как правило ребенку самому не удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых оказаться рядом с ребенком в трудную минуту и помочь ему. Способность к общению включает в себя: 1.Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»). 2.Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации. 3.Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»). Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям). Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье. Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми - сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»; - не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения; - после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации; - не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их; - не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного. Застенчивость Последствия: - препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения; - удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав; - не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека; - усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении; - мешает ясно мыслить и эффективно общаться; - сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии. Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке». Советы родителям замкнутых детей: Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться. - расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми; - подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком; - стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека; - если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью. Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: - проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании; - контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил; - не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»; - стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии; - реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. ); - повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; - не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; - выслушайте то, что хочет сказать ребенок. 2.Изменение психологического микроклимата в семье: - уделяйте ребенку достаточно внимания; - проводите досуг всей семьей; - не допускайте ссор в присутствии ребенка. 3.Организация режима дня и места для занятий: - установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; - чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь; - снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания; - избегайте по возможности больших скоплений людей; - помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 4.Специальная поведенческая программа: - придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение. - не прибегайте к физическому наказанию - чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям - составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком - воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией - не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка - не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы. Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: - лишение удовольствия, лакомства, привилегий - запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры - внеочередное дежурство на кухне и т. д. |