Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Ростки доброты»»
Консультация для родителей «Ростки доброты»
Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передаётся ребенку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры межу родителями, на их движения, тон голоса.
Родители замечают, что 8-месячный малыш на незнакомых взрослых, перемену обстановки реагирует иначе, чем раньше. У него возникает реакция страха. Ни в коем случае не надо заставлять ребенка его пересиливать, например идти на ручки к вашей подруге, которая для малыша «чужая тетя», или к случайно зашедшему родственнику, оставлять малыша одного в чужой комнате, резко меняя условия жизни и воспитания. Для психологического развития плохо, когда он надолго в этом возрасте попадает в больницу или лишается привычного ухода. Приблизительно к полутора – двум годам при чутком отношении к ребенку пугливость и страх проходят.
Не следует требовать от младенца того, чего он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные поступки приводят к тому, что ребенок, становиться замкнутым, агрессивным. Девятимесячный малыш сбросил со стола чашку и радостно смотрит на вас. Ребенка начинают ругать, и его восторг сменяется на плач. Почему? Ведь ему так интересно: падая, чашка издает непривычный звук. Малыш сделал это не нарочно, вы сами вовремя не убрали чашку после того, как он выпил сок. Значит, это вина взрослых.
Другой пример. 11-месячный малыш с интересом играет с лохматой игрушечной собачкой. Показывает, где у нее глазки, носик, треплет за уши, дергает за хвост. Те же действия он переносит на домашнего песика и, как вам кажется, нарочно обижает животное, бьет его, дергает за шерсть. Ребенка наказывают. Но как понять малышу, что с живой собачкой нужно обходиться иначе. Без помощи взрослых здесь не обойтись. Давая игрушку, подскажите ребенку, что надо погладить собачку, тогда она «повиляет» хвостиком, а если он ее потянет за шерсть, обидится и укусит.
Уже у 8-9-месячных детей можно формировать такие качества, как доброта, отзывчивость, общительность. Пригласите в гости знакомых с малышом, ровесником вашего ребенка. Поместите детей в один манеж. Обычно они быстро находят общий язык. После некоторого знакомства-обследования, во время которого один может потянуть за кудряшки другого или захотеть показать у него глазки, т. е. проделать то, что обычно производят с образной игрушкой, они перейдут на эмоциональный язык общения. Если мы настроем детей доброжелательно, они заулыбаются, залепечут, вступят в эмоциональный контакт, но, может быть, начнут сердиться, если вдруг захотят манипулировать одной игрушкой. Тут опять не обойтись без доброго эмоционального вмешательства взрослого. Действия с игрушкой одного ребенка могут настолько привлечь другого, что он с интересом подползет, начнет улыбаться, ему захочется играть так же. Взрослый даст ему подобные атрибуты, и дети, сидя рядом, будут сосредоточенно заниматься с игрушками, изредка поглядывая друг на друга и улыбаясь.
Месяцев в 11 ваш малыш выражает радость, когда приходят знакомые, устремляется к ним, смеется и лепечет. Заигрывая с ними, привлекая к себе внимание, протягивает игрушку, вызывает на общение. Но он может и заплакать, если взяли у него игрушку, отложили в сторону, не поняв, что он, используя весь арсенал своих умений, в том числе и эмоциональных, призывает к совместным действиям. Так же малыш может себя вести в обществе сверстников или детей постарше.
К 12 месяцам ребенок про просьбе взрослого или по собственному побуждению протягивает игрушку другому ребенку сопровождая это лепетом, простейшими словами, мимикой, иногда смехом. Но ему очень трудно расстаться с той игрушкой, которая у негл в руке. Взрослые же, имея благие намерения не воспитывать жадность у малыша, заставляют его отдать игрушку другому ребенку. Малыш отчаянно сопротивляется. Вы же настаиваете на своем, называя его и жадным, и нехорошим, обещаете наказать. Ваш малыш плачет, перестает играть, и никакие предложения «поменяться» ему не нужны. Вы сами отобрали у него игрушку, отдали другому ребенку, который тут же ее отбросил в сторону.
Задумаемся: надо ли отнимать у ребенка игрушку, с которой он так увлеченно играл? Нужна ли гостю в данный момент игрушка вашего малыша? Почеме, если он захотел, желание надо немедленно удовлетворять? Захотел и немедленно взял. Если не сам, то помогут всесильные взрослые.
Такие сцены наблюдаются каждый день, в каждом дворе. Но воспитаем ли мы таким образом чувство доброты?
Лучше поможем годовалому научиться сопереживать, прийти в нужный момент на помощь, откликнуться на ласку и уметь пожалеть другого. Пусть вначале это будет выглядеть, как игра. Например, упала кукла, взрослый ее «жалеет», привлекает ребенка к сопереживанию. При случае зовем малыша помочь сестренке встать, отряхнуть платьице или помочь бабушке подвинуть стул. Ребенок всегда откликается, подражая вашим эмоциям и действиям.
По эмоциональному реагированию годовалого малыша на различные жизненные ситуации можно определить, как его воспитывают. Привыкшие к частым наказаниям и запретам дети растут замкнутыми, угрюмыми, плаксивыми, их развитие притормаживается. Доброжелательное, чуткое отношение родителей к ребенку закладывает у него ростки доброты. Малыш жизнерадостен, улыбчив, активен.
Благоприятное эмоциональное состояние малыша – важный показатель его развития. Как правили, если у него хорошее самочувствие, он постоянно проявляет интерес к окружающему, радует своей любознательностью. Учитывая стремление ребенка, вооружившись психолого– педагогическими рекомендациями и собственными знаниями, поможем малышу раскрыть свои возможности, приобрести новые знания.