Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"»
Консультация
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Игры в семейном кругу:
1) «Знаешь ли ты свой город?»
Цель. Развивать знания детей о родном городе.
Ход работы. Найти в семейном альбоме прогулки по городу и дать возможность ребенку вспомнить достопримечательности города.
Подвижная игра «Снайпер»
Цель игры: выработка меткости, четкости и координации движений.
Ход игры: поделятся на команды. Каждая команда выстраивается в свою шеренгу и попадает снарядами (катать мяч) в цель (сбивают кегли). Побеждает команда, которая раньше собьёт все кегли.
Игра «Профессии» Цель игры: Продолжать знакомить детей с профессиями людей. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности. Оборудование: Карточки с изображением человека – представителя профессии, знакомой детям дошкольного возраста (Доктор, учитель, военный, повар, музыкант, художник, военный и т. д., и карточки с атрибутами для этой профессии (по 4 для каждого представителя). Например, для врача – градусник, укол, таблетки, фонендоскоп; для учителя – парта, тетрадь, доска с мелом, глобус; для повара – половник, кастрюля, тарелка, нож с разделочной доской и т. д. Ход игры: Детям предлагается весь набор карточек. ребёнок выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность.
Источники информации:
1. Алябьева, Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет [Текст]: Методическое пособие/ Е. А. Алябьева. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
2. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Проект "Живая Память России". Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников / Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева – Москва : Детство-Пресс, 2013 г. –96 с.
3. Лопатина, А. А. Воспитание нравственных качеств у детей [Текст]: Конспекты занятий / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – Москва : Книголюб, 2008. – 112с.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева – Москва : «Сфера», 2010 г. – 96 с.
5. Федулова Ю., Рогожина О., Депутатова О. Люблю мое отечество. Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников / Ю. Федулова, О. Рогожина, О. Депутатова – Москва : ТЦ «Сфера», 2019г. – 112 с.