kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Родительский авторитет и стиль семейного воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подлнимается вопрос о умении родителей поддерживать сой авторитет в глазах ребёнка дошкольника

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Родительский авторитет и стиль семейного воспитания"»

  


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ И СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

подготовила педагог-психолог Маркова Г.Н.

08.02.2021г.

Настоящий родительский авторитет — это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер.

В дошкольные годы воспитание в семье серьезно влияет на будущее ребенка.

Проблемы воспитания детей в семье — вечная и до сих пор неразрешенная до конца тема, сверхзадача, о которой легче говорить, чем с ней справиться.

Данный вопрос занимает умы ученых, педагогов, психологов, вызывает споры и разногласия. Что лучше?! Строгость или мягкость? Авторитаризм или либерализм? В приверженцах того или иного варианта нехватки не наблюдается, причем как в теории, так и на практике.Между тем сами дети продолжают теряться в догадках, как им все-таки себя лучше вести, чтобы выглядеть хорошими в глазах родителей и общества в целом, и чего ожидать завтра от этих непонятных взрослых. Принято выделять четыре типа семейного воспитания.

Уважаемые родители! В поисках золотой середины — выбор за вами!

Попустительский стиль (невмешательство) и его характеристика

Поведение родителей:

  • Родители неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям.

  • Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы.

  • Родители убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания — кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение — «лишь бы не орал».

  • Родители часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим.

  • На людях Родители проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду.

  • Такие Родители любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком.

Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь.

Поведение детей в семье, где ребенок полностью предоставлен самому себе, проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Поведение детей:

  • Дети предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Из-за нехватки ласки в детстве, они чувствуют себя одинокими.

  • Дети полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн..

  • Часто дети двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, любят обманывать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм.

  • Процесс обучения для детей неважен, важен конечный результат — отметка, которую они порой стремятся выплакать, отстоять, оспорить.

  • Дети ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват.

  • В будущем таким личностям крайне трудно доверять что-либо другим людям, и они все стараются делать сами.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей:

  • В отличие от попустительского стиля либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют.

  • Родители ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта.

  • Родители не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения в семье теплые.

  • Родители всецело доверяют ребенку легко общаться с ним и прощают шалости.

  • Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента родителей, их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать.

  • Родители или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат.

Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным.

Поведение детей:

  • Дети либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку.

  • У детей развивается эмоциональная отчужденность, тревожность, замкнутость и недоверие к окружающим.

  • По плечу ли детям такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

  • Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать поступки своих детей.

  • Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе, либо наоборот неуправляемые и импульсивные дети.

  • В лучшем случае дети родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.

Авторитарный стиль (диктат) и его характеристика

Поведение родителей:

  • Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения.

  • Родители имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами.

  • Родители категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются.

  • Родители диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон.

  • Родители любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком».

  • В то же время Родители стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки.

Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу!

Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку — первоочередная задача авторитарных родителей.

Поведение детей:

  • Дети испытывают дефицит родительской ласки и поддержки.

  • Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах.

  • У детей часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до них дела.

  • Формируется личность со слабым «Я», неспособная на контакт с окружающим миром.

  • Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность.

  • Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки.

  • Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность к окружающим в обществе.

  • Иногда дети авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода.

Демократический стиль (сотрудничество) и его характеристика

Поведение родителей:

  • По мнению психологов, теплые отношения, высокий контроль — оптимальные условия воспитания,

  • Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов.

  • Родители признают право детей на свободу, но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у детей правильное социальное поведение.

  • Родители всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность.

  • Родители и Дети сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым.

Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой».

Поведение детей:

  • Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания.

  • Дети растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение.

  • Дети часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее.

  • Такие дети доставят минимум хлопот, а, став взрослыми, будут опорой для семьи.

К типам семейного воспитания можно отнести и другие:

  1. Воспитание по типу «Золушки (открытая демонстрация негативных эмоций по отношению к ребенку.)

  2. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — сочетание высоких требований с недостатком внимания к ребенку, меньшей заботой о нем.

  3. Гиперсоциальное воспитание — тип воспитания, встречающийся у педагогов или в семьях с высоким социальным положением в обществе.

  4. Тревожно-мнительное воспитание — родительская любовь перерастает в страх потерять любимого (единственного) ребенка

  5. Гиперопека (гиперпротекция)

    • Потворствующая гиперопека — ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.

    • Доминирующая гиперопека — жесткий контроль. Родители не проявляют своей любви и вместо покровительства относятся к ребенку строго, осуществляя надзор за его общением со сверстниками.

  6. Воспитание в культе болезни — преувеличение физической слабости ребенка

  7. Гипоопека (гипопротекция) — ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют.

  8. Жестокое отношение к детям — главным средством воспитания является физическое или моральное (унижение, ограничение свободы и т. п.), наказание.

Сегодня сотрудничество признается наиболее эффективным типом воспитания все большим количеством психологов и педагогов в мире. Однако, увы, на практике в семьях, как правило, не существует единого, «чистого» стиля, а сталкиваются различные подходы, создавая болезненную напряженность и неблагоприятно влияя на развитие личности.

Предлагаю несколько основных правил,

которые нельзя нарушать родителям, если, конечно, для них важнее не собственные взгляды и принципы, а интересы родного чада.

  • Никогда не выясняйте отношений при ребенке.

  • Не допускайте при детях необдуманных высказываний, которые угрожают подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах: «Ты плохой отец, это все из-за тебя!» или: «Ты скверная мать»... Кроме того, обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге, типа: «Взгляни на плоды твоего воспитания», рискуют вызвать в ребенке чувство вины и способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому советуем от них раз и навсегда отказаться.

  • Если вы очень сильно раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии. Лучше расскажите о своих чувствах или, уединившись, постарайтесь успокоиться. Все переговоры и все решения хороши только в уравновешенном состоянии.

  • Уясните: лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу.

  • Стол переговоров — оптимальный способ понять друг друга и выработать единую стратегию подхода к ребенку.

  • Книги и журналы по психологии, могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания.

  • Помните, что залог эффективного воспитания ребенка — это элементарная любовь к нему, искренняя заинтересованность в его личности, терпимость и согласие между всеми членами семьи и воспитание достойного гражданина общества.

Приглашаю Вас к сотрудничеству!

ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать.

  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

  • Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким.

  • Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

  • Если к ребёнку снисходительны — он учится быть терпимым.

  • Если ребёнка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

  • Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать.

  • Если с ребёнком обычно честны — он учится справедливости

  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить.

  • Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.


Литература:


  1. С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех : Кн. для будущих родителей», « Прописные истины воспитания : избранные статьи.» М.: "Издательство «Первое сентября», 2011).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для родителей "Родительский авторитет и стиль семейного воспитания"

Автор: Маркова Галина Николаевна

Дата: 23.08.2021

Номер свидетельства: 585658

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Консультация для родителей: "Воспитание ребенка в неполной семье" "
    ["seo_title"] => string(73) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-vospitaniie-riebienka-v-niepolnoi-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "236238"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443986477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "Выступление на ШМО классных руководителей. Тема"Психологопедагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй"."
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplenie_na_shmo_klassnykh_rukovoditelei_tema_psikhologopedagogicheskaia_komp"
    ["file_id"] => string(6) "499480"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549971493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства