Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Родительский авторитет и стиль семейного воспитания"»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ И СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
подготовила педагог-психолог Маркова Г.Н.
08.02.2021г.
Настоящий родительский авторитет — это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер.
В дошкольные годы воспитание в семье серьезно влияет на будущее ребенка.
Проблемы воспитания детей в семье — вечная и до сих пор неразрешенная до конца тема, сверхзадача, о которой легче говорить, чем с ней справиться.
Данный вопрос занимает умы ученых, педагогов, психологов, вызывает споры и разногласия. Что лучше?! Строгость или мягкость? Авторитаризм или либерализм? В приверженцах того или иного варианта нехватки не наблюдается, причем как в теории, так и на практике.Между тем сами дети продолжают теряться в догадках, как им все-таки себя лучше вести, чтобы выглядеть хорошими в глазах родителей и общества в целом, и чего ожидать завтра от этих непонятных взрослых. Принято выделять четыре типа семейного воспитания.
Уважаемые родители! В поисках золотой середины — выбор за вами!
Попустительский стиль (невмешательство) и его характеристика
Поведение родителей:
Родители неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям.
Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы.
Родители убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания — кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение — «лишь бы не орал».
Родители часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим.
На людях Родители проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду.
Такие Родители любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком.
Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь.
Поведение детей в семье, где ребенок полностью предоставлен самому себе, проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.
Поведение детей:
Дети предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Из-за нехватки ласки в детстве, они чувствуют себя одинокими.
Дети полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн..
Часто дети двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, любят обманывать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм.
Процесс обучения для детей неважен, важен конечный результат — отметка, которую они порой стремятся выплакать, отстоять, оспорить.
Дети ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват.
В будущем таким личностям крайне трудно доверять что-либо другим людям, и они все стараются делать сами.
Либеральный стиль и его характеристика
Поведение родителей:
В отличие от попустительского стиля либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют.
Родители ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта.
Родители не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения в семье теплые.
Родители всецело доверяют ребенку легко общаться с ним и прощают шалости.
Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента родителей, их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать.
Родители или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат.
Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным.
Поведение детей:
Дети либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку.
У детей развивается эмоциональная отчужденность, тревожность, замкнутость и недоверие к окружающим.
По плечу ли детям такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.
Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать поступки своих детей.
Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе, либо наоборот неуправляемые и импульсивные дети.
В лучшем случае дети родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Авторитарный стиль (диктат) и его характеристика
Поведение родителей:
Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения.
Родители имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами.
Родители категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются.
Родители диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон.
Родители любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком».
В то же время Родители стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки.
Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу!
Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку — первоочередная задача авторитарных родителей.
Поведение детей:
Дети испытывают дефицит родительской ласки и поддержки.
Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах.
У детей часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до них дела.
Формируется личность со слабым «Я», неспособная на контакт с окружающим миром.
Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность.
Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки.
Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность к окружающим в обществе.
Иногда дети авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода.
Демократический стиль (сотрудничество) и его характеристика
Поведение родителей:
По мнению психологов, теплые отношения, высокий контроль — оптимальные условия воспитания,
Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов.
Родители признают право детей на свободу, но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у детей правильное социальное поведение.
Родители всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность.
Родители и Дети сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым.
Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой».
Поведение детей:
Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания.
Дети растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение.
Дети часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее.
Такие дети доставят минимум хлопот, а, став взрослыми, будут опорой для семьи.
К типам семейного воспитания можно отнести и другие:
Воспитание по типу «Золушки (открытая демонстрация негативных эмоций по отношению к ребенку.)
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — сочетание высоких требований с недостатком внимания к ребенку, меньшей заботой о нем.
Гиперсоциальное воспитание — тип воспитания, встречающийся у педагогов или в семьях с высоким социальным положением в обществе.
Тревожно-мнительное воспитание — родительская любовь перерастает в страх потерять любимого (единственного) ребенка
Гиперопека (гиперпротекция)
Потворствующая гиперопека — ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.
Доминирующая гиперопека — жесткий контроль. Родители не проявляют своей любви и вместо покровительства относятся к ребенку строго, осуществляя надзор за его общением со сверстниками.
Воспитание в культе болезни — преувеличение физической слабости ребенка
Гипоопека (гипопротекция) — ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют.
Жестокое отношение к детям — главным средством воспитания является физическое или моральное (унижение, ограничение свободы и т. п.), наказание.
Сегодня сотрудничество признается наиболее эффективным типом воспитания все большим количеством психологов и педагогов в мире. Однако, увы, на практике в семьях, как правило, не существует единого, «чистого» стиля, а сталкиваются различные подходы, создавая болезненную напряженность и неблагоприятно влияя на развитие личности.
Предлагаю несколько основных правил,
которые нельзя нарушать родителям, если, конечно, для них важнее не собственные взгляды и принципы, а интересы родного чада.
Никогда не выясняйте отношений при ребенке.
Не допускайте при детях необдуманных высказываний, которые угрожают подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах: «Ты плохой отец, это все из-за тебя!» или: «Ты скверная мать»... Кроме того, обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге, типа: «Взгляни на плоды твоего воспитания», рискуют вызвать в ребенке чувство вины и способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому советуем от них раз и навсегда отказаться.
Если вы очень сильно раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии. Лучше расскажите о своих чувствах или, уединившись, постарайтесь успокоиться. Все переговоры и все решения хороши только в уравновешенном состоянии.
Уясните: лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу.
Стол переговоров — оптимальный способ понять друг друга и выработать единую стратегию подхода к ребенку.
Книги и журналы по психологии, могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания.
Помните, что залог эффективного воспитания ребенка — это элементарная любовь к нему, искренняя заинтересованность в его личности, терпимость и согласие между всеми членами семьи и воспитание достойного гражданина общества.
Приглашаю Вас к сотрудничеству!
ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать.
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким.
Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребёнку снисходительны — он учится быть терпимым.
Если ребёнка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать.
Если с ребёнком обычно честны — он учится справедливости
Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить.
Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.
Литература:
С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех : Кн. для будущих родителей», « Прописные истины воспитания : избранные статьи.» М.: "Издательство «Первое сентября», 2011).