Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Речевые игры по дороге домой"»
Речевые игры по дороге домой для детей
Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.
Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Но у современных родителей постоянно нет времени на общение с ребёнком. Работа, домашние дела, учёба…
Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по дороге домой и в детский сад!
Эти игры, на первый взгляд, очень простые, но на самом деле они значительно улучшают речь ребенка, а так же учат мыслить малыша и рассуждать и не займут много времени.
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по
ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим
словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи) .
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
3. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а
затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово можно искать среди существительных, глаголов, прилагательных
Например:
лук, морковь, капуста, яблоко
глубокий, мелкий, светлый
желтый, красный, сильный
пришел, явился, смотрел
4. «Большой — маленький».
Игра на сравнение, к тому же ребенок должен мысленно воспроизвести предмет. Но даем варианты, которые не имеют никаких сомнений, что один предмет большой, а другой маленький.
Слон — мышка Тигр — собака Медведь — заяц Шкаф — комод Корабль — лодка Лужа — пруд Озеро — океан и т.д……
5 «Живой или неживой».
Собака, поезд, дорога, облако, черепаха, колесо и т.д.
По дороге домой можно вместе ( по очереди) с ребенком посчитать любые предметы:
Ø Одна машина – две машины…. – пять машин….- десять машин
Ø один дом - два дома….- пять домов…..- десять домов
Ø одно яблоко – два яблока…. – пять яблок…. –десять яблок
9. «Аукцион слов»
Предложите ребенку называть слова-признаки к любому предмету, который вы увидели по дороге домой: ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.
Машина – какая? Ребенок говорит – железная, затем говорите вы – легковая, затем говорит ребенок - быстрая…и т. д.
10. «Что бывает?»
• Начните игру со слов: «Мягким может быть хлеб, а ещё?...(подушка, снег…)
Подождите, когда ребенок сам придумает нужное слово.