Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Речевое развитие детей 4 – 5 лет"»
Речевое развитие детей 4 – 5 лет
Многие родители хотят узнать, какая норма речи ребенка 4 - 5 лет. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении.
Для того, чтобы у ребенка появилась – а в дальнейшем и развивалась речь, необходима благоприятная речевая среда.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.
В словаре у ребенка этого возраста более полутора тысячи слов. Активно использует в речи обобщающие слова. Дети относят предметы к определенной категории. (Например, чашка, тарелка, стакан – это посуда), наречия (темно, хорошо, быстро), прилагательные (красивый, круглый, большой), множественную форму существительных (стол – столы, стул – стулья), антонимы ребенок подбирает противоположные по смыслу слова (мягкий – твердый), синонимы – слова близкие по значению (веселый – радостный)
В речи ребенок пользуется предложениями, состоящими из 4-5 слов.
Ребенок с удовольствием рассказывает дома, как провел день в детском саду, чем занимался, повторяет стихи, песенки, сказки, которые слышал, отвечает на вопросы взрослых, то есть поддерживает диалог.
На пятом году ребенок активно овладевает навыками словообразования и словоизменения.
С четырех до пяти лет у ребенка наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам не только свистящие звуки (С, Сь, З, Зь, Ц), но и шипящие (Ш, Ж, Щ), а также звук Ч произносятся ребенком правильно и дифференцированы в речи, то есть ребенок не путает их между собой. Иногда наблюдается их смешение в связной речи. Выговаривает слова из 4 слогов;
В этом возрасте у ребенка еще может отмечаться неправильное произношение сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ). Ребенок может произносить «йиба», или «лыба» вместо «рыба», «йепа» или «лепа» вместо «репа». «йук» вместо «лук». Такое нарушение произношения считается физиологической нормой.
Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, то есть определение первого звука в слове. Например в слове аист первый звук а.
а также подбор слов с заданным звуком, например, ребенок называет слова на звук а: арбуз, аист, акула; то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»). Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
2. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант. Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним.
3. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
4. Выполняйте артикуляционные упражнения, которые помогают укрепить мышцы речевого аппарата: языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.
5. Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин.
Речевые игры
«Назови одним словом».
Цель: формирование умения классифицировать предметы. Родитель показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено.
«Подскажи словечко»
Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, подобрав нужное слово.
Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит)
Лошадь ест сено, а собака? (мясо, косточки)
Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо)
Кукушка кукует, а петух? (кукарекает)
Змея шипит, а еж? (фыркает)
У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица)
Придумывайте самые разнообразные предложения.
«Кто где живет?»
Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель задает вопросы, ребенок на них отвечает. Затем можно поменяться: ребенок задает вопросы, а взрослый на них отвечает.
-– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? И т.д.
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словарного запаса ребенка словами – антонимами.
Ход игры: родитель говорит слова, а ребенок говорит слово противоположное по значению.
Например:
Высоки – низкий
Темный – светлый
Тонкий – толстый
Маленький – большой и т.д.
«Один - много»
Цель: закрепление правильного употребления множественного числа существительных.
Ход игры: взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок – во множественном числе.
Дом – дома,
Стол – столы,
Стул – стулья,
Цветок – цветы,
Лист – листья,
Носок – носки,
Глаз – глаза,
Сон – сны,
Гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,
Тигрёнок – тигрята
«Что каким бывает?»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: взрослый задает вопрос, ребенок отвечает
Что бывает мягким? (подушка, облако, одеяло)
Что бывает твердым? (камень, дерево, пол)
Что бывает круглым? (солнце, колесо, колечко) и т.д.
«Назови ласково»
Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Ход игры: взрослый говорит слово, ребенок называет его ласково.
Арбуз - арбузик
Бант - бантик
Гвоздь - гвоздик
Голубь - голубок
Костер - костерок
Локоть - локоток
Кисель - киселек
Ручей - ручеек
Стебель - стебелек и т.д.
«Отгадай-ка»
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.
Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
кабина, руль, фары (машина)
крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)
руки, ноги, тело, голова (человек)
ствол, ветки, корни, листья (дерево)
пол, стены, потолок, окна, дверь (комната)
палуба, каюта, парус, якорь (корабль).
Особенности речи детей 4-5 лет
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, допускается замена на свистящие (шапка-сяпка), (ножик-нозык) отсутствую сонорные, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.
Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).
Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.
Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.
Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.
Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка.
Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.
Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:
словарный запас,
грамматический строй речи,
связная речь,
речевой слух.
Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.
Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.
Грамматический строй речи. Уделите особое внимание к ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это - ухо, а это- уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья - не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.
Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.
Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первыйгласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук. Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим, буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.
Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочной речи.
Особенности речевого развития детей 4 – 5 лет. Рекомендации и советы родителям
Речь ребенка в 4 года богата своим содержанием, точна и разнообразна. Он активно общается со
взрослыми и детьми. Интеллектуальное развитие малыша движется вперед семимильными шагами, его уровень ясно виден в точном изложении мыслей, которыми дети спешат поделиться со своими собеседниками. У ребенка также возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания,
от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.
Какие же особенности речевого развития ребенка 4 – 5 лет в норме?
Звукопроизношение.
Значительно улучшается звукопроизношение. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками
речи, исключение составляют шипящие звуки и [р] и [л], которые ребенок еще может плохо
выговаривать. Употребление их может быть неустойчиво: правильным в одних словах и неправильным в других, верно в изолированном виде и не всегда правильно в словах, неотчетливо в малознакомых и трудных словах. Редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове,
подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического
восприятия проводилась регулярно.
Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и
понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации,
подражая героям сказки.
Слоговая структура слова.
Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не
переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:
Словарь.
В 5 лет объем словаря примерно 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый).
Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка), слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (например, железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова, с удовольствием играют рифмой, сочиняя собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное 2 нам слово. Не стоит осуждать ребенка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие.
Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова. Ребенок может быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.
Грамматический строй речи.
У ребенка в лексиконе достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из
5 – 7 слов. Свое высказывание ребенок строит из 2 – 3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всѐ еще мало.
Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов
приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:
нарушается структура предложений;
встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);
неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).
Связная речь.
Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям. Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырехлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочетов.
У детей 4 – 5 лет встречаются такие недостатки связной речи, как:
• короткие связные высказывания;
• непоследовательность высказываний, даже если содержание знакомо ребенку;
• логически не связанные между собой фрагменты высказываний.
Как мы уже отметили, речь детей 4 – 5 лет максимально приближается к речи взрослых, правда с некоторыми недостатками. Как же понять, какие несовершенства высказываний относятся к вариантам нормы, а какие сигнализируют о том, что с речевым развитием ребенка есть проблемы?
• в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих,
свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих;
• наблюдается шепелявость (межзубное [с] и [з]) и грассированное произношение звука [р], когда
вибрирует не кончик языка, а мягкое нѐбо или маленький язычок в глотке («французское
произношение», «картавость»). Если есть сомнения в том, правильно ли ребѐнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.
• неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль –
телевизор, в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;
• не может ответить на вопрос взрослого распространенным предложением, его ответы односложны;
• он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;
• словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;
• с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но
разные по значению;
• не могут составить простое предложение из 2–3 слов;
• в речи присутствуют «запинки» (предпосылка к возникновению заикания).
Это самые общие ориентиры. Все моменты требуют пристального внимания со стороны
взрослого. Если с течением времени вы не наблюдаете никакой положительной динамики, то стоит обратиться к специалисту для выяснений дальнейших действий по коррекции речи. Но даже если ваш
ребенок полностью вписывается в эту схему, не стоит отказываться от консультации логопеда хотя бы для собственного спокойствия.
Но что родители, которые хотят развивать речь своего ребенка 4 – 5 лет, могут сделать
самостоятельно? Необходимо помнить самое главное, речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
И сейчас мы дадим вам несколько практических советов.
1. Артикуляционная гимнастика.
Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков, можно делать специальную гимнастику:
поиграть с язычком в прятки,
сделать его узким и широким,
постучать по зубкам кончиком языка.
Детям, умеющим говорить чѐтко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том,
что нужно сказать слова чѐтко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.
2. Развитие мелкой моторики.
У детей 4 – 5 лет остаются актуальными пальчиковые игры (движения пальцев рук со словами,
стихотворениями). Но более интересно для них становятся разнообразные упражнения, которые
развивают мелкую моторику. Например:
• рисование пластилином;
• конструирование из бумаги в технике оригами;
• аппликация;
• рисование по трафаретам;
• работа с ножницами;
• штриховка и дорисовка;
• игры и действия с мелкими предметами (пуговицы, мозаика, мелкий конструктор);
• узнавать предметы на ощупь («Волшебный мешочек»);
• работа с крупой, фасолью, горохом;
• нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки;
• выкладывание фигур из геометрических фигур, палочек, семян.
3. Развитие фонематического слуха. Продолжаем предлагаем ребенку упражнения на поиск
заданного звука в словах, определение его местоположения в слове (в начале или конце), придумывание своего слова с заданным звуком.
Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесенные им звуки, учить прислушиваться к речи окружающих.
4. Расширение пассивного и активного словаря.
Основная задача взрослых – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост
(признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет и т.д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом возрасте особое внимание уделяем словам-антонимам (просим ребенка придумать противоположное слово): чистый – грязный, сухой –мокрый, толстый – тонкий и т.п.
Также используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая
погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная».
Изучаем слова-обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями.
Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; и т.п.
5. Формирование грамматического строя речи. Упражняем детей в употреблении имен
существительных во множественном числе («Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов: ведро – ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). Упражняем в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе (небо синее, платье; лента синяя; карандаш синий; цветы синие). Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов (одно полотенце, четыре полотенца)».
Обучаем спряжению глагола (Я хочу посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу). Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении (принеси, пожалуйста, куклу). Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).
Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моѐ, мои: мой стул, моя книга, моѐ окно, мои игрушки.
Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (брат – братик, сестра – сестренка). Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).
Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». Мама моет посуду)
5. Связная речь.
Старайтесь как можно чаще вовлекать ребенка в диалог. В качестве предмета для обсуждения
может быть абсолютно любая тема: пейзаж на улице, погода, время года, праздники, мультфильм.
Внимательно слушайте ребенка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Живой интерес к ребенку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса и развития связной речи!
6. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов развития речи. Читайте перед сном или
по желанию ребенка. В качестве литературы можно использовать детские сказки, стихи, прибаутки. Стоит отметить, что скорость чтения должна быть оптимальной для ребенка (не слишком быстрой).
После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребенок
поступил на месте героя.
7. Большую пользу принесут разнообразные речевые и словесные игры.
Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.
Внимательные родители серьезно относятся к развитию речи своего ребенка, участвуют в ее формировании и не отмахиваются от бесконечных вопросов «обо всем на свете», в семье не проходит ни дня без чтения интересной книжки. Речь такого малыша будет правильной и эмоциональной. Надеемся, что представленная информация была вам полезна