Речь родителей, которые постоянно общаются со своими детьми, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.
нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся ([ЧТО] вместо [ШТО], [ЕГО] вместо [ЕВО]);
произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями
местного говора;
неправильное ударение в словах;
монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!);
засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.)
копирование речи малышей, «сюсюканье»;
использование в речи слов, не понятных детям без уточнения и т.д.
правильно произносить все звуки родного языка;
четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривал, окончания слов и каждое слово во фразе;
строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно
ставить ударения в словах;
использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;
использовать в разговоре с детьми доброжелательный тон.