kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Развитие связной речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из самых важных задач обучения дошкольников род­ному языку — развитие связной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Развитие связной речи"»



КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ


Одна из самых важных задач обучения дошкольников род­ному языку — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и по­следовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодо­левать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уве­ренным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь имеет две формы: диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) и монологическую (речь одного человека). Каждая из них имеет свои особенности.

Умение связно говорить успешно развивается при целенап­равленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пе­ресказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запо­мнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к под­линно художественной речи, запоминают эмоциональные об­разные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последователь­но строить рассказ.

Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с просто­го воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обыч­но к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Поса­дил дед... Что? Репку», «Выросла репка... какая? Большая - преболь­шая». Постепенно становится возможным использование под­сказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» мож­но предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили-были дед да баба». Кто жили-были? (Ответ ребенка.) «Была у них Ку­рочка Ряба». Кто у них был? (Ответ ребенка.) «Снесла курочка яич­ко». Что снесла курочка? (Ответ ребенка.)

После этого можно переходить к пересказыванию малень­ких рассказов Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н.Толстого «Три медведя». Взрослый задает вопросы: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик? Сколько комнат было в медвежьем домике? В какую комнату вошла девочка сна­чала? Что она там увидела? Чьи это были чашки? Как различа­лись они по величине?..»

На занятиях с ребенком пятого года жизни можно исполь­зовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заклю­чаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произве­дения на отдельные куски.

Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произ­ведения, а затем формируется план в виде указаний. Напри­мер, к пересказу сказки «Заяц-хваста» (в обработке А.Толсто­го) можно дать такие указания:

• Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами на гумне и как стал хвастать.

• Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем по­шла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц расска­зал ей, как он хвастал?

• Теперь расскажи, как попала ворона в зубы собакам и как заяц выручил ее из беды.

После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»

Одно из самых любимых занятий малышей — рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить, ребенка к высказываниям, составлению описательных рассказов. Например.

• Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка? (Мягкая, серая.)

• Какими словами можно сказать о кошке. Какая она? (Пу­шистая, ласковая, ловкая.)

• Как называют детенышей кошки? (Котята.) Кошка большая, а котенок... (маленький).

• Как мы назовем кошку? (Мурка.)

• Что она умеет делать? (Мурлыкать, лакать молоко.)

• А теперь расскажи все, что ты узнал о кошке.

Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам расска­зывать. («Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка. Мурка ласковая. Она любит мо­локо. У кошки есть маленькие котята. Они любят играть».) А потом просите ребенка повторить рассказ.

Детям пятого года жизни можно предло­жить сравнить две игрушки. Но прежде чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть игрушки: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются. Взрослый может здесь использовать прием — скажи, как я.

Далее можно переходить к составлению небольших сюжет­ных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отоб­рать 2—3 игрушки, чтобы ребенку было легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Например, предложить ре­бенку такой набор: девочка, грибок, корзина, елочка, ежик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, ко­го она встретила, что принесла домой в корзине. Взрослый для образца сначала сам придумывает рассказ. («Дело было летом. Маша пошла в лес. Там она собирала грибы. Вдруг видит ежик бежит. Хотела она его в корзинку положить и домой отнести, да раздумала. «Пусть ежик в лесу живет, ему здесь хорошо», по­думала девочка и пошла дальше».) А затем предложить ребен­ку придумать рассказ самому. Не беда, если ребенок сначала просто повторит рассказ взрослого — поупражняется в расска­зывании. Но постепенно ребенку надо предложить придумать самостоятельно рассказ: «Расскажи по-своему», «Расскажи по-другому».

В этом возрасте ребенок может рассказать о некоторых со­бытиях, свидетелем которых он был. Здесь могут использо­ваться вспомогательные вопросы («Где ты отдыхал летом? С кем? Что было интересного?»); рассказ взрослого, основой ко­торого был какой-либо случай (или событие), представляющий интерес для ребенка; предложить план рассказа («Расскажи, как мы вырастили цыплят. Сначала как у нас появились цып­лята, какие они были. Потом — как мы за ними ухаживали. За­кончи тем, какие стали цыплята, когда выросли»).

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольстви­ем начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. По­мочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно раз­ными способами:

• в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обоз­начающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро коз­лят и компьютер»;

• сюжет знакомой сказки переместить в другое время и про­странство. Например, «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

• предложить ребенку изменить концовку сказки, ис­пользуя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

• предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может про­изойти потом;

• написать письмо своему любимому герою или автору сказ­ки;

• сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

• придумать сказку по опорным словам. Например, ласточ­ка, девочка, кот, людоед;

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каж­дому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую под­готовку к школе.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Развитие связной речи"

Автор: Асфандиярова Резида Рафисовна,

Дата: 13.09.2023

Номер свидетельства: 636553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Развитие связной речи ребенка в семье"
    ["seo_title"] => string(39) "razvitiiesviaznoiriechiriebienkavsiemie"
    ["file_id"] => string(6) "309290"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458761540"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_razvitie_sviaznoi_rechi_doshkolnikov_cherez_ispolzo"
    ["file_id"] => string(6) "622329"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1672926641"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_razvitie_sviaznoi_rechi_u_detei_doshkolnogo_vozrast"
    ["file_id"] => string(6) "597104"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1641737729"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Консультация для родителей «Развитие связной речи детей с ОНР»"
    ["seo_title"] => string(71) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_razvitiie_sviaznoi_riechi_dietiei_s_onr"
    ["file_id"] => string(6) "412802"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493740799"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет в процессе общения со взрослыми"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_sviaznoi_riechi_u_doshkol_nikov_5_7_liet_v_protsiessie_obshchieniia_so"
    ["file_id"] => string(6) "361604"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479838283"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства