kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей «Развитие интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоциональную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Развитие интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет»»

Консультация для родителей  «Развитие интонационной выразительности речи  у детей 5-6 лет»   Сайкина К.И. МДОУ «Детский сад №166 о.в.» г. Магнитогорск

Консультация для родителей «Развитие интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет»

Сайкина К.И.

МДОУ «Детский сад №166 о.в.»

г. Магнитогорск

Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональный оттенок речи. Выразительность  – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать  чувства: радость, печаль, удивление, настроение и т.д.
  • Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональный оттенок речи.
  • Выразительность  – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать  чувства: радость, печаль, удивление, настроение и т.д.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоциональную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
  • Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоциональную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок мы часто сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
  • Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок мы часто сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Формирование интонационной выразительности речи  проводится в два этапа:

Формирование интонационной выразительности речи проводится в два этапа:

  • 1 этап – восприятие и различение разных видов интонации (готовят к восприятию интонаций, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы);
  • 2 этап – формирование высказывания в виде активной устной речи (развитие элементов интонации: темпа и тембра голоса, силы и высоты голоса, голосовых модуляций, логического ударения, речевого дыхания и др.)
Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи    Слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос. Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова. Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы. Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям.  Помните, что интонации вашего голоса – образец для вашего ребенка!

Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

  • Слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос.
  • Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.
  • Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.
  • Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.
  • Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям. Помните, что интонации вашего голоса – образец для вашего ребенка!

Что  поможет  сделать речь ребенка выразительной?   Компоненты интонации:

Что  поможет  сделать речь ребенка выразительной?

Компоненты интонации:

  • Мелодика речи  — повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
  • Ритм речи   — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
  • Темп   — скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность.
  • Тембр  — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.
  • Логическое ударение   — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.
Ударение (логическое) «Скороговорки» Цель: формировать умение выделять слово-носитель логического ударения. Автоматизировать звук  ш  в предложениях. Описание.  Произнести скороговорку, меняя ударение на словах: Шесть  мышат в шалаше шуршат. Шесть  мышат  в шалаше шуршат. Шесть мышат   в   шалаше  шуршат. Шесть мышат в шалаше  шуршат .

Ударение (логическое)

«Скороговорки»

  • Цель: формировать умение выделять слово-носитель логического ударения. Автоматизировать звук  ш  в предложениях.
  • Описание.  Произнести скороговорку, меняя ударение на словах:

Шесть  мышат в шалаше шуршат.

Шесть  мышат  в шалаше шуршат.

Шесть мышат   в   шалаше  шуршат.

Шесть мышат в шалаше  шуршат .

Ударение (логическое) «Учись ставить логическое ударение»

Ударение (логическое)

«Учись ставить логическое ударение»

  • Цель: учить самостоятельно выбирать слова в предложении, произносимые с логическим ударением.
  • Описание.  Повторить за педагогом фразу: «Папа пришел с работы». Первый раз сказать ее так, чтобы было понятно, что папа пришел с работы, а не дядя. Второй раз – чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз – нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина.

Мелодика

«Восклицательный знак»  

  • Цель: закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.
  • Материал: Карточки с изображением восклицательного знака.
  • Познакомить детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождается стихотворением:

Чудак – восклицательный знак!

  Никогда он не молчит,

  Оглушительно кричит:

  «Ура! Долой! Караул! Разбой!»

  • Произнести текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.

«На опушке»

«Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки.

Хороши ромашки!»

 

«Вопросительный знак» 

Цель: закреплять навыки узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом.

Материал: карточки с изображением вопросительного знака (по 4-5)

Произнести текст. Ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.

«Кулики».

- Кто там бродит у реки?

-Это наши кулики.

- А чего они хотят?

- Накормить своих ребят.

- Где ребята?

-На песочке.

- Сколько их?

-Сынок и дочка.

Мелодика Рассказ проблемной ситуации   Цель: привлечь внимание детей к мелодике (основному тону голоса), показать ее значимость.  «Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, грушы, бананы. Это фрукты». (утверждение, голос понижается) После паузы спросить: «Почему вы ничего мне не ответили?» Предположительные ответы детей: «Вы нас не спрашивали!» Продолжение рассказа: «А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи? – «Да, конечно». – «Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?» Дети могут высказать предположение, что изменился голос. Далее необходимо объяснить детям, что голос может повышаться и понижаться («подниматься и спускаться с горки»).

Мелодика

Рассказ проблемной ситуации  

  • Цель: привлечь внимание детей к мелодике (основному тону голоса), показать ее значимость.

«Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, грушы, бананы. Это фрукты». (утверждение, голос понижается)

После паузы спросить: «Почему вы ничего мне не ответили?»

Предположительные ответы детей: «Вы нас не спрашивали!»

Продолжение рассказа: «А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи? – «Да, конечно». – «Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?»

Дети могут высказать предположение, что изменился голос. Далее необходимо объяснить детям, что голос может повышаться и понижаться («подниматься и спускаться с горки»).

  • Для наглядности используются карточки-схемы, на которых повышение мелодики обозначается стрелкой, направленной косо вверх, а понижение мелодики – стрелкой, направленной косо вниз. Используется также прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх и вниз.
Ритм «Драматизация стихотворения» Цель: учить изменять темп и ритм речи в различных ситуациях. Дети исполняют роли свинок, имитируют работу на пишущей машинке в следующем стихотворении: Свинки Как на пишущей машинке Три хорошенькие свинки: Туки-туки-туки-тук! (тихо, медленно) Туки-туки-туки-тук! (тихо, медленно) И постукивают, И похрюкивают: Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! (громко, быстро) Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! (громко, быстро)

Ритм

«Драматизация стихотворения»

  • Цель: учить изменять темп и ритм речи в различных ситуациях.
  • Дети исполняют роли свинок, имитируют работу на пишущей машинке в следующем стихотворении:

Свинки

Как на пишущей машинке

Три хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук! (тихо, медленно)

Туки-туки-туки-тук! (тихо, медленно)

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! (громко, быстро)

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! (громко, быстро)

Ритм «Узоры» Цель: учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой. Материал. Геометрические фигуры. Описание. Взрослый и ребенок договариваются: например, красный круг будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтый круг - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности, ребенок повторяет. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Ритм

«Узоры»

  • Цель: учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.
  • Материал. Геометрические фигуры.
  • Описание.

Взрослый и ребенок договариваются: например, красный круг будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтый круг - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности, ребенок повторяет. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Тембр «Различение тембра голоса» Цель: учить различать и воспроизводить тембр голоса на материале предложений. Описание. Ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух. Каким тоном оно было произнесено, и показать картинку-пиктограмму, лицо которого выражает соответствующее чувство. Скоро гроза! (недовольство) Скоро гроза! (радость) Скоро гроза?! (удивление) Скоро гроза (грусть) Скоро гроза! (страх, испуг)

Тембр

«Различение тембра голоса»

  • Цель: учить различать и воспроизводить тембр голоса на материале предложений.
  • Описание. Ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух. Каким тоном оно было произнесено, и показать картинку-пиктограмму, лицо которого выражает соответствующее чувство.

Скоро гроза! (недовольство)

Скоро гроза! (радость)

Скоро гроза?! (удивление)

Скоро гроза (грусть)

Скоро гроза! (страх, испуг)

  • Усложнение: наоборот, показывая ребенку пиктограмму, предложить ему самому произносить одно и то же простое предложение тем или иным тоном.
Тембр «Кто боится прививки?»

Тембр

«Кто боится прививки?»

  • Цель: учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
  • Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.
  • Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"
Темп «Поехали, поехали»

Темп

«Поехали, поехали»

  • Цель: закреплять умение координировать темп движений и темп речи.
  • Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами» , затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».
Темп «Расскажи стихотворение» Цель: формировать умения и навыки изменять темп своей речи в зависимости от речевой ситуации. Рассказать стихотворение А. Барто «Мячик» следующим образом: со скоростью улитки; как марширующий солдат; как робот. Мячик Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.

Темп

«Расскажи стихотворение»

  • Цель: формировать умения и навыки изменять темп своей речи в зависимости от речевой ситуации.
  • Рассказать стихотворение А. Барто «Мячик» следующим образом: со скоростью улитки; как марширующий солдат; как робот.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

И, конечно же, по эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка влияет театрализованной деятельности.  Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств малыша. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления.

И, конечно же, по эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка влияет театрализованной деятельности.  Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств малыша. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления.

Список литературы:

Список литературы:

  • Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
  • Родионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников //«Ребёнок в детском саду», 2006 №№4-6, 2007 №1).
  • https://logoped-dou.edumsko.ru/folders/post/1606080
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сайкина Кристина Игоревна

Дата: 18.09.2023

Номер свидетельства: 636754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_49"
    ["file_id"] => string(6) "543179"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1584470568"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_48"
    ["file_id"] => string(6) "543177"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1584470424"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Консультация для родителей на тему: «Фонетический слух -основа правильной речи »"
    ["seo_title"] => string(79) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_foneticheskii_slukh_osnova_pravilnoi_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "576167"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1616350694"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Консультация учителя-логопеда для воспитателей "Характеристика речевого развития детей от 3 до 7 лет""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_uchitielia_loghopieda_dlia_vospitatieliei_kharaktieristika_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "373629"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482771203"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) "
    ["seo_title"] => string(76) "obrazovatiel-naia-proghramma-kruzhka-abvgdieika-starshii-doshkol-nyi-vozrast"
    ["file_id"] => string(6) "139193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417678444"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства