Консультация для родителей «Развитие интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет»
Консультация для родителей «Развитие интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет»
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоциональную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Развитие интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет»»
Консультация для родителей«Развитие интонационной выразительности речиу детей 5-6 лет»
Сайкина К.И.
МДОУ «Детский сад №166 о.в.»
г. Магнитогорск
Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональный оттенок речи.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать чувства: радость, печаль, удивление, настроение и т.д.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоциональную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок мы часто сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Формирование интонационной выразительности речипроводится в два этапа:
1 этап – восприятие и различение разных видов интонации (готовят к восприятию интонаций, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы);
2 этап – формирование высказывания в виде активной устной речи (развитие элементов интонации: темпа и тембра голоса, силы и высоты голоса, голосовых модуляций, логического ударения, речевого дыхания и др.)
Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи
Слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос.
Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.
Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.
Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.
Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.
Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям.Помните, что интонации вашего голоса – образец для вашего ребенка!
Что поможет сделать речь ребенка выразительной?
Компоненты интонации:
Мелодика речи — повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
Темп — скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность.
Тембр — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.
Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.
Ударение (логическое)
«Скороговорки»
Цель: формировать умение выделять слово-носитель логического ударения. Автоматизировать звук ш в предложениях.
Описание. Произнести скороговорку, меняя ударение на словах:
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шесть мышат вшалаше шуршат.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Ударение (логическое)
«Учись ставить логическое ударение»
Цель: учить самостоятельно выбирать слова в предложении, произносимые с логическим ударением.
Описание. Повторить за педагогом фразу: «Папа пришел с работы». Первый раз сказать ее так, чтобы было понятно, что папа пришел с работы, а не дядя. Второй раз – чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз – нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина.
Мелодика
«Восклицательный знак»
Цель: закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.
Материал: Карточки с изображением восклицательного знака.
Познакомить детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождается стихотворением:
Чудак – восклицательный знак!
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
Произнести текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.
«На опушке»
«Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки.
Хороши ромашки!»
«Вопросительный знак»
Цель: закреплять навыки узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом.
Материал: карточки с изображением вопросительного знака (по 4-5)
Произнести текст. Ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.
«Кулики».
- Кто там бродит у реки?
-Это наши кулики.
- А чего они хотят?
- Накормить своих ребят.
- Где ребята?
-На песочке.
- Сколько их?
-Сынок и дочка.
Мелодика
Рассказ проблемной ситуации
Цель: привлечь внимание детей к мелодике (основному тону голоса), показать ее значимость.
«Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, грушы, бананы. Это фрукты». (утверждение, голос понижается)
После паузы спросить: «Почему вы ничего мне не ответили?»
Предположительные ответы детей: «Вы нас не спрашивали!»
Продолжение рассказа: «А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи? – «Да, конечно». – «Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?»
Дети могут высказать предположение, что изменился голос. Далее необходимо объяснить детям, что голос может повышаться и понижаться («подниматься и спускаться с горки»).
Для наглядности используются карточки-схемы, на которых повышение мелодики обозначается стрелкой, направленной косо вверх, а понижение мелодики – стрелкой, направленной косо вниз. Используется также прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх и вниз.
Ритм
«Драматизация стихотворения»
Цель: учить изменять темп и ритм речи в различных ситуациях.
Дети исполняют роли свинок, имитируют работу на пишущей машинке в следующем стихотворении:
Свинки
Как на пишущей машинке
Три хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук! (тихо, медленно)
Туки-туки-туки-тук! (тихо, медленно)
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! (громко, быстро)
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! (громко, быстро)
Ритм
«Узоры»
Цель: учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.
Материал. Геометрические фигуры.
Описание.
Взрослый и ребенок договариваются: например, красный круг будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтый круг - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности, ребенок повторяет. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.
Тембр
«Различение тембра голоса»
Цель: учить различать и воспроизводить тембр голоса на материале предложений.
Описание. Ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух. Каким тоном оно было произнесено, и показать картинку-пиктограмму, лицо которого выражает соответствующее чувство.
Скоро гроза! (недовольство)
Скоро гроза! (радость)
Скоро гроза?! (удивление)
Скоро гроза (грусть)
Скоро гроза! (страх, испуг)
Усложнение: наоборот, показывая ребенку пиктограмму, предложить ему самому произносить одно и то же простое предложение тем или иным тоном.
Тембр
«Кто боится прививки?»
Цель: учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.
Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"
Темп
«Поехали, поехали»
Цель: закреплять умение координировать темп движений и темп речи.
Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами» , затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».
Темп
«Расскажи стихотворение»
Цель: формировать умения и навыки изменять темп своей речи в зависимости от речевой ситуации.
Рассказать стихотворение А. Барто «Мячик» следующим образом: со скоростью улитки; как марширующий солдат; как робот.
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
И, конечно же, по эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка влияет театрализованной деятельности. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств малыша. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления.
Список литературы:
Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
Родионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников //«Ребёнок в детском саду», 2006 №№4-6, 2007 №1).