Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей на тему: « Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через песни и танцы»»
Консультация для родителей на тему:
« Нравственно – патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста через песни и танцы».
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных задач. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Одно из эффективных средств формирования начал патриотизма - приобщение ребенка к музыкальному искусству. Оно является одним из средств формирования личности ребенка и способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему. Музыка является богатейшим и действенным средством нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия. Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка. Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях. Ритмичные движения танца позволяют передавать то или иное настроение. Исполнительство и музыкальное творчество оказывают на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывают чувство коллективизма, дружбы. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является одной из основных ступеней нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит он, является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду происходит через формы образовательной работы с детьми - музыкальные занятия (тематические, доминантные, интегрированные) - просмотр презентаций, беседы. - праздники и развлечения (календарные, народные, патриотические).
Знакомим детей с традициями и бытом России. В дошкольном учреждении мы знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в своей работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью проводятся занятия- развлечения , развлечения, праздники такие как «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенние посиделки», «Русские матрешки» и т.д..
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.
Модест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства,
своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации».
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом.
Особо актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, песнями и танцами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой. Думаю, что народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей.
Главной задачей своей деятельности я вижу патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к песням и танцам донских казаков, обогащение детей знаниями о народном фольклоре. Ведь фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших понятий о добре и зле, средство познания лучших образцов народной песни. Фольклор учит видеть мир глазами своего народа. Необходимо приобщать детей к народной культуре, через песни, танцы, хороводы, потешки, игры, скороговоркам, русские народные сказки и т.д.
Дети эмоционально заинтересованно исполняют русские народные песни, активно участвуют в народных праздниках.
Дети знают и исполняют русский народный песенный фольклор: песни, прибаутки, попевки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки, частушки не только на праздниках и развлечениях, но и в самостоятельной деятельности в группах.
Через песенный фольклор у детей развивается чувство ритма. Звуковысотнный, динамический слух и память в игре на шумовых русских народных инструментах (ложки, трещётки, свистульки, бубны, бубенцы). Выразительно передают образ в русской народной игре, в инсценировке песен. Дети импровизируют в песнях, составляют несложные танцевальные композиции.
Русские народные песни и песенная культура казачества представляет собой самобытную ветвь славянской культуры. Казаки были православными землепашцами и воинами, призванными защищать южные границы государства Российского. Их вера, нравственные идеалы, бесстрашие, героизм и ощущение своей коллективной силы, их песни рождены были главной клятвой жизни –«За Веру, Царя и Отечество! ». Песни казаков насыщены активной ритмикой, они приспособлены к условиям пешего и конного маршей. В них слышны хоральная мощь канта петровских времён, и неизбывная печаль прощания с родным домом, дух бесшабашной казачьей вольницы и истинно славянская, «тоска веселая» (С. Есенин).
В современных условиях реакция на прошлое вызвана возрождением донского казачества и его самобытной культуры. Это даёт надежду на сохранение аутентичных традиций, сложившихся за более чем столетнюю историю. Постижение и осмысление прошлого является одним из факторов патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истокам донской народной культуры, к духовной жизни.
Русский фольклор исполняется в хоровом исполнении. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот
факт усиливает воздействие на психику ребёнка, на его художественное развитие,
воображение и чуткость, а так же воспитывает в детях трудолюбие, заставляя их подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано со своей историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта, песенное творчество и танцевальное искусство.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом и своим посёлком.