kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей на тему: «Материнский фольклор в воспитании детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей на тему: «Материнский фольклор в воспитании детей»»

Консультация для родителей на тему:

«Материнский фольклор в воспитании детей»

Произведения детского фольклора, которые созданы взрослыми для детей и исполняются ими же (взрослыми) называются «материнский фольклор» или «материнская поэзия». Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Материнский фольклор включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

С первых минут жизни ребенка взрослый, и это, в первую очередь, мать становится для ребенка проводником в этом новом для него мире и источником удовлетворения всех его жизненных потребностей. Общение с матерью, близкий эмоциональный контакт с нею является для ребенка жизненно-необходимым. Первые месяцы жизни ребенок внутренне сосредоточен, всё для него в этом мире необычно и тревожно. Воспринимая голос матери, еще не понимая содержания, малыш слышит в нем нежность, спокойствие и любовь обращенные к нему. Присутствие матери, ее голос позволяют младенцу почувствовать себя в безопасности. Даже в древности мать-пестунья понимала, что хороший продолжительный сон - залог здоровья и нормального роста ребенка, а общение с ним песней, напевной речью способствует поддержанию у него спокойного и жизнерадостного настроения.

Материнское поведение, во всем его многообразии проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша. Общаясь с ребенком, мать бессознательно изменяет характеристики своего голоса. Она говорит очень выразительно, меняет интонацию, растягивает слова, иногда отдельные гласные в словах, удлиняет паузы, повторяет некоторые слова, повышает частоту голоса. Это, так называемый «язык нянь», который, по исследованиям психологов необходим ребенку для лучшего восприятия своей мамы. Малыш понимает, что нежный высокий голос обращен именно к нему. Ребенок улавливает ритмичность колыбельной или другой песенки, и эта ритмичность действует на него успокаивающе. Именно поэтому все колыбельные характеризуются ритмичностью и мерным тактом, несложной, повторяющейся мелодией. Колыбельные песни – первые музыкальные впечатления раннего детства, младенчества. Простой ритм и несложная, повторяющаяся мелодия учат ребенка различать тональность, интонационный рисунок и звуковой строй родного языка; развивают чувство ритма, слух, музыкальные способности. Подрастающий ребенок овладевает словесными формулами, учится ласковым оборотам речи, приобретает «чувство языка». Если мама поет ребенку колыбельные, использует в общении с ним забавные стихотворения, у него раньше появляются «музыкальные сочетания», а значит, он раньше начинает гулить. А гуление - это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния. Также колыбельная помогает ребенку быстрее перейти от бодрствования ко сну, успокоиться. Вслушайтесь, например, в такие строчки:

О, люлю, мое дитятко!

Люлю, люлю.

Дитятко, дитя маленькое,

Люлю, люлю.

Маленькое, крохотанненькое.

Пестушки своим ритмом наоборот призваны вызвать у ребенка эмоциональный подъем. Они выступают как средство эмоционально- игрового контакта мамы и ребенка. Делая ребенку массаж, обучая ребенка движению руками и ногами, мать напевает ребенку, устанавливая определенный ритм движений («Ладушки-ладушки...»). Также ребенок в это время учится понимать названия совершаемых движений. Умывая малыша, мама напевает «Водичка, водичка...» сразу решая при этом несколько задач:

  • малыш отвлекается от, возможно, не очень приятных ему ощущений от попадающей в глаза воды;

  • ласковый голос мамы успокаивает его и делает процедуру умывания эмоционально-приятной;

  • ребенок запоминает названия частей своего тела (роток, зубки, глазки).

Позднее ребенок знакомится с потешками, исполнение которых уже требует его непосредственного участия. Например, после того, как малыш неоднократно слышал потешку «Гуси, гуси», мама может побуждать ребенка самостоятельно произносить «га-га-га» и «да-да-да», что является прекрасной тренировкой его речевого аппарата. С помощью потешек ребенок усваивает первичный запас слов, без которого невозможно познание мира.

Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, имеют несложный сюжет и, так называемую, кумулятивную структуру. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Первая сказка рассказывает малышу о мире, которого он не может видеть в своей повседневной жизни, о диких животных, о явлениях, которых он не имеет возможности наблюдать. Позднее ребенок познакомится с более сложными и длинными сказками. Сказка сопровождает ребенка на протяжении всего детства, всё более усложняясь.

Практическая польза использования материнского фольклора в воспитательном процессе зачастую недооценивается, а она очень велика. Это нить, связующая поколения, это пробуждение национального самосознания, выработка национального архетипа. Использование традиционных жанров материнского фольклора способствует развитию речи, пополнению словарного запаса богатой, меткой лексикой. Развитие поэтической образности и творческого мышления, умение выделять общие и частные свойства предметов естественно происходит при знакомстве с загадками, пословицами, образным строем фольклора. Напевный речитатив многих жанров материнского фольклора, мелодическая основа колыбельных песен позволяет развить музыкальные способности, чувство ритма, умение красиво двигаться. Красота поэтических сравнений, метафоричность фольклора, частое употребление олицетворений, параллелизмов, синонимических рядов развивает чувство прекрасного, учит понимать чувства других людей и правильно выражать свои мысли. Традиционный фольклор ненавязчиво знакомит детей с основными нормами морали, с правильными отношениями между людьми, с христианскими истинами, что способствует воспитанию душевной теплоты, чуткости. Дитя, окруженное с первых дней жизни лаской, заботой, певучими нежными словами, вырастает психологически более устойчивым и научается любить.

Но самое важное, пожалуй, это то, что материнский фольклор дает возможность проявить свою любовь к ребенку, донести до ребенка, что он любим, желанен, нужен.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для родителей на тему: «Материнский фольклор в воспитании детей»

Автор: Радайкина Ольга Евгеньевна

Дата: 22.03.2022

Номер свидетельства: 602983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства