kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Летняя безопасность ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

eeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeee

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Летняя безопасность ребёнка"»

МДОУ детский сад комбинированного вида №53 «Солнышко»


утверждена

приказом№138 от 20 03 2009 года

отдела образования АНМР




Дополнительная образовательная программа

«Занимательная геометрия и логика»

для детей 5-6 лет

срок реализации программы один год





Николаева Н. А.

воспитатель высшей

квалификационной категории




г. Новоалександровск 2009 г





Пояснительная записка


Направленность программы

 Программа дополнительного образования «Занимательная геометрия и логика» для детей старшего дошкольного возраста обеспечивает успешное умственное развитие.

Новизна

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в дошкольной организации комплексной программы «Радуга».

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты ввиде целевых ориентиров дошкольного образования).

Содержательный раздел программы способствует практической подготовки детей к обучению в начальной школе. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности, приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Актуальность программы: Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать развитию у ребенка интеллекта и целевых ориентиров, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития, поэтому написание программы кружка «Занимательная геометрия и логика» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей старшего дошкольного возраста. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, запросом родителей.


Педагогическая целесообразность.

Программа «Занимательная геометрия и логика» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 5-6 лет.

Методики, приемы,технологии и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения. В работе кружка больше используются задачи-шутки, загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания, задания на развитие логического мышления и др. На изучение каждой темы отводится определённое количество времени, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала. Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля, за пониманием детьми всех тем программы.

Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д.

Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физкультминутки. Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения. Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью. Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к обучению в школе.

Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Количество детей в подгруппе: 8-10 человек. Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей посещающих дошкольную организацию.

Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения, 68 занятий.

Режим реализации программы: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»

Основная форма организации работы с детьми: регламентированная деятельность дополнительного образовательного кружка «Занимательная геометрия и логика», с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей и индивидуальных особенностей детей. Деятельность строится в занимательной, игровой форме.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной, благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Реализуется принцип «спирали», т. е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задания даются детям сверх стандарта основной образовательной программы. В основе программы лежат развивающие игры Б.П. Никитина, З. А. Михайловой , задания с палочками Х. Кюинзенера, логические блоки Дьенеша.

Структура занятия включает в себя 4 этапа.

1. Этап. Разминка. Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не верю» и т.д.

2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Игра «Внимание» или, например, такие задания:

  • Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).

  • Чем отличаются картинки?

  • Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).

  • Продолжи линию.

  • Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

Для развития воображения:

  • Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.

  • Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось.

  • Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.


Во второй этап включены задачи — шутки, задания со спичками

3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Здесь предлагаются детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия воспитателя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Это задания на выявление закономерностей:

  • Раздели фигуры на группы.

  • Найди «лишний» рисунок.

  • Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.

  • Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

  • По какому принципу объединили данные фигуры и др.

Для развития логического мышления детей огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.

4. Этап. Решение творческих задач.

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Примером таких заданий являются разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграмм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник». Формы и методы проведения занятий: индивидуальная работа, работа в малых группах; коллективная работа; работа по образцу различной сложности; обобщение и сравнение; актуализация личностного опыта в беседе, побуждение к рефлексивной деятельности.

Условия реализации программы.

Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации. Программа способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность начинается в игровой форме, в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физкультурные минутки.

Группа оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного и интеллектуального развития детей.

Цель программы: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления. Выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников к началу обучения в школе. Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • Развивать умение детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале; 

  •  Совершенствовать произвольное внимание, память; 

  •  Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний; 

  •  развивать умственные способности - находить зависимости и закономерности, владеть планомерным и расчлененным восприятием, обобщенными формами мышления (обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слов, знаков и символов) и основными логическими операциями( анализ, синтез, сравнения, классификация, аналогия)

  • Развивать качества ума: гибкость, критичность, логичность, самостоятельность.

  • Сформировать обще-учебные умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе: выделять главное, вскрывать общее, осуществлять самоконтроль, находить ошибки.

  • Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений. 

  • Воспитывать у детей любознательность, интерес к геометрии

Ожидаемые результаты


К концу курса обучения основным результатом будет формирование у детей интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Притом, в результате проведения занятий по занимательной геометрии и логике дети будут уметь:

-сравнивать. обобщать, классифицировать, видоизменять геометрические фигуры;

-выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

- сопоставлять части и целое для предметов и действий;

.-приводить примеры истинных и ложных высказываний;

-приводить примеры отрицаний ( на уровне слов и фраз «наоборот»);

-формулировать отрицание по аналогии;

;- проводить аналогию между разными предметами;

-находить похожее у разных предметов;

-устанавливать закономерности, логические связи

- решать нестандартные задачи.

Уровень детей посещающих кружок предполагается быть выше в следующих разделах : - математика, и по уровню психического развития в разделах: внимание, мышление, память.

Формы подведения итогов реализации программы

Для подтверждения эффективности реализации программы 2раза в год проводится мониторинг достижений детей по данному разделу. Используется словесная оценка достижений детей.

3 раза в год проводятся конкурсы «Эрудитов», КВН, математическая олимпиада. Кроме того, в течение каждого занятия подводятся итоги выполнения каждого задания. В конце года каждому участнику кружка вручается диплом «Юный математик»

Программа состоит из шести разделов блоков: «Введение», «Путешествие точки по стране геометрии», «Знакомство с геометрическими понятиями», «Вырезы», «Этот удивительный мир», «Наше творчество». Познавательный материал в программе в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного - к абсолютному, от чувственного - к логическому, от воспроизведения - к самостоятельному творчеству

Программный материал на занятиях дан выше стандарта, поэтому и форма работы выбрана - кружковая.

2. Учебно-тематическое планирование



Разделы

Тема

Кол-во занятий

Введение

«Мир вокруг нас»



Что такое «геометрия»

1 занятие 2 занятия

«Путешествие точки по стране «Геометрия»»

Луч, отрезок, углы, ломаные линии: замкнутые, незамкнутые, круг, радиус круга, окружность, радиус окружности и диагональ

16 занятий

Знакомство с геометрическими понятиями

Плоскостные геометрические фигуры - квадрат, круг, овал, треугольник, трапеция, ромб, прямоугольник, многоугольник. Объемные геометрические фигуры - куб, шар, призма, цилиндр, пирамида.

15 занятий

«Вырезы»

Делать срезы в квадрате и узнавать какая фигура.

13 занятий


получится


«Этот удивительный

Упражнения,

2 занятия

мир»

направленные на



развитие умения



выделять геометрические



фигуры на рисунке,



чертеже, в окружающей



обстановке.



Упражнения,

4 занятия


направленные на



развитие навыков,



конструирование.



Упражнения,

2 занятия


направленные на



развитие умения



выделять элементы и



свойства геометрических



фигур



Упражнения,

2 занятия


направленные на



развитие умения



выявлять особенности



взаимного расположения



геометрических фигур



Упражнения,

9 занятий


направленные на



развитие



интеллектуальных



операций (анализ,



сравнение, обобщение,



классификация) и



логического мышления



(поиск закономерностей,



выявление ошибок)


« Наше творчество»

Чудесные превращения.

2 занятия


Игры с палочками,



спичками. Подготовка к



выставке. Работы



сделанные с помощью



геометрических фигур


III. Содержательный раздел программы



Сентябрь

Занятие 1

Мир вокруг нас

Программное содержание: Формировать у детей представление об окружающем мире, развивать внимание, воображение, образное мышление.

Воспитывать у детей интерес к геометрии.

Знакомство с героями: Карандашом, Незнайкой, Буратино, Самоделкин, которые буду их сопровождать в страну «Геометрии».

Рисование, из каких геометрических форм составит окружающий мир.

Занятие 2 и 3.

Учить детей внимательно слушать и понимать услышанное с помощью, рассказов развивать у детей способность к сознательному усвоению математического содержания.

Чтение рассказа «Незнайка, Буратино и Самоделкин в гостях у Карандаша»

Выполнение заданий Карандаша.

- Работа в тетрадях - нарисуй точки, палочки, волнистые линии.

Путешествие точки по стране «Геометрия» Занятие 4

Уточнить представление о положении точек внутри и вне замкнутого контура. Познакомить с понятием граница фигуры.

Занятие 5

Познакомить с понятием точка, прямая, кривая. Учить делать прямую линию, перегибая лист бумаги.

Познакомить с взаимоотношениями точек и линий.

Занятие 6

Дать представление о замкнутой линии. Упражнять детей в нахождении замкнутых и незамкнутых линий. Учить умению моделировать линию из вещественного материала. Уточнить понимание терминов «внутренняя часть». Закрепить в практической деятельности знания о границе, внутренней и внешней части фигуры.

Занятие 7.

Познакомить детей с прямой линией, отрезком, лучом. Учить детей находить два одинаковых отрезка, сравнивая их при помощи циркуля.

  • Измерение и сравнение отрезков циркулем.

  • Решение логических задач

Занятие 8

Знакомство с углом, знать, что у угла есть вершина, сторона. Упражнения детей - начерти различные виды углов, найди вершину угла и поставь точку красным карандашом. Моделирование углов из проволоки и сравнение их. Знакомство с прямым углом.
Начертить прямые углы с помощью угольника.

  • Выполнение заданий Самоделкина по закреплению различных видов углов.

Октябрь

Занятие9



Познакомить с ломаной линией. Учить моделировать линии из вещественного материала.

Занятие 10

Дать представление о замкнутой ломанной. Устанавливать взаимосвязь между понятиями замкнутая ломанная и многоугольник.

Знакомство детей с четырехугольником.

Рисование в тетрадях различных четырехугольников, штриховка их.

Складывание четырехугольников из палочек, нахождение таких форм в окружающей обстановке.

Занятие 11

Закрепить знание детей о понятии ломаная линия. Учить преобразовывать ломаную линию в треугольник.

Познакомить с различными видами треугольников: прямоугольный, равнобедренный, равносторонний.

Занятие 12

Закрепить знание детей о треугольнике. Развивать логическое мышление, преобразовывая фигуру в несколько других геометрических фигур. Жители треугольного мира.

Занятие 13

Познакомить с прямоугольником и его свойствами, закреплять умение распознавать геометрические фигуры.

Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.

Занятие14

Квадрат

Познакомить с квадратом и его свойствами, закрепить знания о геометрических фигурах.

Учить находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому - либо признаку.

Занятие 15 Знакомство с ромбом

Путешествие по стране четырехугольников. Изготовление макета «Город четырехугольников»

Занятие 16

Закрепить знания детей о четырехугольниках. Познакомить с трапецией.

Работа в тетрадях.

Игры с палочками. Волшебные превращения проволоки, ниточки.

Ноябрь

Занятие 17

Дать представления об общей части двух фигур. Уточнить представления о внешней и внутренней частях плоской фигуры, границе фигуры. Развитие логического мышления.

Занятие 18 Замкнутые, незамкнутые ломаные

Уточнить представления о многоугольнике, как замкнутой ломаной. Учить умению анализировать формы многоугольной фигуры. Учить умению получать на практике многоугольные формы.

Занятие 19

Познакомить с кругом и его свойствами. Различать круг и окружность. Учить выделять закономерность в расположении фигур и продолжать ее. Развивать фантазию, творческие способности.

Занятие 20

Уточнить разницу между окружностью и кругом. Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Познакомить со свойствами циркуля. Развивать моторику, координацию.

Занятие 21

Развивать фантазию, творческое воображение. Продолжать обучать детей исследованию геометрических форм. Развивать представления о том, что окружающий мир состоит из геометрических фигур. Воспитывать у детей более тонкое восприятие объективного мира, состоящего из геометрических фигур.

Жители круглого города. Сделать панно «Цветы».

Занятие 22 Овал

Познакомить с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановке.

Развивать мыслительные операции.

Занятие 23

Шар

Познакомить с шаром и его свойствами. Развивать наблюдательность, умение соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Развивать воображение.

Занятие 24 Куб





Познакомить с кубом и его свойством. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.

Игра «Геометрическое лото» - группировать геометрические фигуры по форме, размеру, цвету.

Декабрь

Занятие 25

Цилиндр

Познакомить с цилиндром и его свойствами. Развивать умение видеть какой геометрической фигуре соответствует форма предмета. Развивать мыслительные операции, интерес к предмету.

Занятие26

Познакомить с конусом и его свойствами. Развивать умение видеть какой геометрической фигуре соответствует форма предмета. Развивать пространственные представления.

Занятие 27

Призма и пирамида

Познакомить с прямой и пирамидой на основе их сравнения с цилиндром и конусом. Исследовать, из каких фигур состоят их поверхности. Развивать мыслительные операции, пространственные представления.

Занятие 28 Геометрические тела

Закреплять знание геометрических тел и их свойств. Формировать умение находить известные детям геометрические фигуры по осязательно воспринимаемому образу. Вырабатывать навыки пользования планом. Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы по сходным признакам.

Занятие 29

Таблицы





Познакомить с понятием таблицы (строка, столбцы), учить пользоваться простейшими таблицами. Закрепить знание геометрических фигур.

Закреплять представления о свойствах предметов путем введения символического обозначения свойств. Развивать способность к абстрагированию, речь, воспитывать творческую активность.

Занятие31 Символы



Закреплять умение использовать символы для обозначения свойств предметов, умение пользоваться таблицами. Развивать способность к абстрагированию, формировать навыки самоконтроля.

Занятие 32

Повторение пройденного

Закреплять знание свойств предметов, умение использовать символы для их обозначения, знание геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости листа. Развивать вариативность мышления.

Занятие33 Вырезы

Показать детям, как путем складывания получается маленький квадрат (четверть), какие угла внешние и внутренние, какие фигуры получаются в результате выреза разных углов.

Занятие 34

Учить детей ровно складывать квадраты на 4 части, различать внешние и внутренние углы, срезать углы и получать разные фигуры.

Занятие 35, 36

Закрепить у детей умение складывать квадраты на 4 части и путем срезанных углов четверти получать различные фигуры. Познакомить с изображением четверти и полученной фигуры на чертеже (таблице), показать, как изображены линии сгиба (пунктиром), как обозначены внутренние и внешние углы.

Февраль занятие 37

Учить детей выбирать фигуру по образцу из нескольких, изображенных на чертеже.

Занятие 38

Закрепить у детей умение выбирать фигуру по образцу и объяснить (доказывать и обосновывать) правильность выбора.

Занятие 39

Показать детям разнообразие выреза, дать возможность самим делать различные вырезы.

Занятие 40

Показать детям изображение вырезов на чертеже в зависимости от места их расположения на линиях четверти.

Занятие 41

Учить детей делать вырезы по образцу и объяснять зависимость формы от места выреза.

Занятие 42

Упражнять детей в выборе фигуры с правильным вырезом, закреплять умение аргументировать свой выбор.

Занятие 43

Учить детей делать сгиб по диагонали, получать четверть в виде треугольника, познакомить с линиями и углами этой четверти, учить делать вырезы.

Занятие 44

Показать изображение нового приема складывания квадрата (по диагонали), учить понимать, что форма выреза зависит от приемов складывания квадрата.

Занятие 45

Учить детей выбирать фигуру по образцу и аргументировать выбор. Развитие логического мышления при подборе недостающих фигур.

Занятие 46

Уточнить представления детей о геометрических фигурах и развивать умение различать их, называть составлять из данных новые фигуры и называть их расположение на плоскости. Развивать внимание, сосредоточенность.

Занятие 47

Познакомить с картами - «графами», учить заполнять их, соотносить друг с другом элементы множества. Уточнить представления детей о геометрических фигурах, развивать умение называть их цвет, величину.

Занятие 48

Формировать комплексные представления при составлении целостного предмета и преобразовании другого. Учить устанавливать определенную закономерность чередования фигур, ориентироваться в процессах изменения предмета. Развивать воображение, творческое мышление.

Занятие 49-50

Совершенствовать умение узнавать геометрическую фигуру, выделять ее из рисунка, чертежа, абстрагируясь от других признаков. Продолжать учить детей находить формы в окружающей обстановке, сравнивая ее с геометрической фигурой.



Занятие 50-51

Развивать умение детей работать по образцу: анализировать образец, выделять его составные части, синтезировать части в целостный образ тождественный образцу. Показать детям разные способы разбиения фигур.

Апрель занятие52-53



Познакомить детей с игрой «Танграм». Учить самостоятельно, придумывать и составлять фигуры - силуэты. Совершенствовать способы обследования форм зрительным и осязательно — двигательным путем.

Занятие 54

Упражнять детей в умении решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения. Упражнения на преобразование фигур по заданному условию.

Занятие 55

Способствовать осознанному выделению элементов фигур (сторон, времени, углов), пониманию связей между их количеством и названием фигур, выявлению некоторых существенных свойств фигур.

Занятие 56-57

Развивать умение выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости, оперировать понятиями «слева», «справа», «между», «перед», «за», «внутри», «снаружи», «на границе», «пересекаются».

Занятие 58-59

Учить детей проводить логические операции над множествами геометрических фигур. Закреплять умение детей делать сравнения, обобщения, анализ, классификацию по определенным свойствам.

Игры, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций и логического мышления.

Занятие 60 Дорога к изумрудному городу

Закреплять умение составлять из частей целое, выявлять признаки геометрических фигур, удерживать в памяти одновременно два признак, разбивать группу фигур на части по определенным признакам. Упражнять в построении геометрических фигур из палочек. Формировать умение использовать символы для обозначения свойств предметов, пользоваться таблицами.

Май

Занятие 61



Занятие - путешествие

Упражнять в распознавании геометрических фигур на ощупь и зрительно. Закреплять знания о числовом ряде. Формировать умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по ширине и длине, составлять целое из частей.



Занятие 62

Развивать зрительное восприятие и внимание, учить соотносить форму с образом. Продолжать учить детей рассуждать, сравнивать, делать элементарные умозаключения, находить закономерности и объяснять свой выбор. Развивать тактильное восприятие.

Занятие 63

Формировать умение соотносить предмет с формой, совершенствовать графические навыки. Учить детей находить нужную фигуру по вербальной инструкции, схематически изображать предметы с помощью палочек разной длины. Развивать аудиальное восприятие.

Занятие 64

Учить «читать» инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями в единый образ фигуры, которую нужно найти; продолжать учить мысленному соединению частей предмета в единое целое. Развивать логическое и комбинаторное мышление.

Занятие 65

Учить понимать инструкцию, удерживать ее в памяти и искать фигуры в соответствии с ней, продолжать учить детей анализировать, синтезировать и комбинировать. Развитие логического и творческого мышления.

Занятие 66 Геометрический конкурс



(родители и дети)

Программное содержание. Развивать наблюдательность, сообразительность, умение использовать в речи геометрические термины, учить сравнивать картинки, находить признаки сходства и различия в фигурах, в их количестве, расположении, цвете, учить анализировать и обобщать фигуры, видеть в целой фигуре ее части. Закрепить умение составлять силуэты предметов и фигур из частей, палочек.

Занятие 67-68

Подготовка к выставке

«Мир вокруг нас»

Закреплять умение детей выполнять работы, состоящие из геометрических фигур из разного материала и разными способами. Развивать воображение, творческое мышление.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам у детей. К концу завершения обучения дети средней группы должны знать:

  1. Название основных геометрических фигур (круг, квадрат,
    прямоугольник, четырехугольник, овал, шар, куб, цилиндр),
    различать их, находить их прообразы в окружающей обстановке.

  2. Знать и называть форму предметов (круглая, треугольная,
    квадратная)

  3. Обобщать фигуры по цвету, форме, размеру.

  4. Знать названия линий и конструирование их из палочек.

  5. Получать другие фигуры путем выреза частей.

  6. Проводить простейшие логические рассуждения, мыслительные
    операции (сравнивать объекты, узнавать сходства и различия,
    проводить классификацию предметов по заданным признакам и
    выявлять несложные закономерности, использовать их для
    выполнения заданий.

Критерии оценки

  1. Находить предметы, похожие на геометрические фигуры, в
    окружающей обстановке.

  2. Использовать навыки по моделированию.

  3. Называть геометрические фигуры и их составляющие (стороны,
    углы).

  4. Выяснять логические связи между группами величин и форм.

Уровни математического развития



Находит 1-2 предмета похожие на геометрические формы, в окружающей обстановке.

Моделирует геометрические фигуры, но нуждается в помощи. Указывает на сходства, различия.

Проводит классификацию предметов по заданным признакам, но с помощью воспитателя.

Средний уровень

Находит в окружающей обстановке предметы геометрической формы. Находит и моделирует геометрические фигуры. Делает вырезы, но сказать какая фигура получится, затрудняется. Интерес к логическим заданиям проявляет, но связь самостоятельно не выявляет.

Высокий

Самостоятельно находит предметы геометрических форм в окружающей обстановке.

Свободно находит, сравнивает геометрические фигуры, группирует их по одному или двум признакам.

Моделирует различные геометрические фигуры и линии. Умеет делать анализ, синтез, обобщение. Инициативен, проявляет интерес к логическим заданиям



Старшая - подготовительная группа Дети должны уметь

  1. Различать, называть, описывать геометрические фигуры (круг. овал,,ромб, трапеция, овал, шар, цилиндр, призма,
    пирамида).

  2. Различать и называть равнобедренный, прямоугольный
    треугольники.

  3. Находить и называть прямой, острый угол, конструировать их из
    палочек

  4. Различать круг и окружность, пользоваться циркулем.

  5. Моделировать геометрические фигуры, елочки, парусник, домик и
    т.д. из палочек и спичек.

  6. Делать тематические композиции

  7. Сравнивать целое с частью.

  8. Решать логические задачи.

Критерии оценки

Различает геометрические фигуры, находит их в окружающей обстановке. Классифицирует по 1-2 признакам, умеет выделять основные, по которому можно классифицировать. Использует наглядные модели.

Оказывает помощь сверстникам, проявляет инициативу. Находит закономерности

Владеет основными логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, аналогия).

Уровни математического развития

Низкий

Находит предметы геометрической формы в окружающей действительности Классифицирует по 1-2 признакам, осуществляет с помощью взрослого.



Называет геометрические фигуры, но затрудняется в речевых

формулировках.

Интереса к логическим задачам не проявляет.

Средний

В речи использует геометрические термины.

Измеряет, классифицирует по заданному признаку, но сам его не выделяет.

С помощью воспитателя выявляет логические связи, моделирует геометрические фигуры, предметы. Посильную помощь сверстникам не оказывает, инициативы не проявляет.

Высокий

Свободно пользуется геометрическими терминами. Классифицирует предметы, выделяет основание для классификации. Проявляет творчество при выполнении тематических композиций. Проявляет интерес к задачам на преобразование. Оказывает помощь сверстникам, оговаривает свои действия.



Методические рекомендации

В данной программе учебный материал строиться не в виде готовых знаний, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску « открытию».

Возрастные особенности детей определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Весь комплекс игр и упражнений - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую-то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро бежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. Здесь нужно будет ему помочь. Каждое занятие рекомендую проводить с повторения пройденного.

Ребенок на занятиях должен выступать в роли «исследователя», «открывающего» основополагающие свойства и отношения. А воспитатель должен подводить детей к этому «открытию», организуя и направляя их учебные действия.

Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определенными принципами:

  1. Максимальное внимание нужно уделять отстающим детям

  2. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и его
    стремление узнать что-то новое и научиться новому.

  3. Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его
    деятельности.

  4. Сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с
    результатами других детей.

  5. Принудительное обучение бесполезно.

Для реализации программы каждому ребенку необходимо иметь:

Цветные карандаши, цветную бумагу, линейку, ножницы, циркуль,

угольник, палочки, спички с очищенными от серы кончиками, пластилин,

цветные нитки, проволоку.

Контрольные материалы.

Методики, диагностирующие уровень развития логического мышления

Проводя диагностическое исследование, предлагая ребенку тестовое задание необходимо учитывать некоторые психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Прежде всего, следует помнить о сравнительно низком уровне сознания и самосознания детей. Мышление, память, воображение, внимание находятся на сравнительно низком уровне развития. Проводя диагностику детей дошкольного возраста тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами, они должны быть рассчитаны одновременно и на непроизвольный и произвольный уровень регуляции познавательной сферы. Дошкольники только в том случае будут показывать результаты, достоверно отражающие уровень развития, когда предлагаемые ребенку задания вызывают и поддерживают интерес на протяжении всего времени исследования. Утратив интерес к выполняемым заданиям, ребенок перестает проявлять способности, которыми реально обладает.

Время выполнения тестового задания – 1-5 минут. Чем больше возраст ребенка, тем более коротким должно быть время


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ.

  1. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи»,

  2. Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет»,

  3. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников»,

  4. Т.А. Ткаченко «Обведи и объясни»,

  5. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»,

  6. И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников»,

  7. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников»,

  8. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления», В.Г. Гоголева «Логическая азбука»,

  9. З.А. Михайлова. «Игровые задачи для дошкольников»,



Тесты и диагностические методики дают возможность воспитателям

определить продвижение детей в освоении данной программы. Они

ориентируют воспитателя на анализ характера овладения программным

материалом, как отдельными определенными детьми, так и в группе в

целом.

При проведении диагностических заданий воспитатель фиксирует уровень

задач каждым ребенком, по всем показателям в три уровня его

выполнения. Уровень определяется от степени самостоятельности

выполнения ребенком диагностических заданий.

Для выявления знаний, полученных детьми, может быть использована

следующая система методов:

  1. Игровые задания;

  2. Экспресс-опрос;

  3. Использование диагностических методик.

Рисуночный тест «Изобрази себя».

Цель:

Установить, умеет ли ребенок соотносить части собственного тела и соответствующие им геометрические фигуры.

Ход:

Ребенку предлагают изобразить с помощью геометрических фигур, используя разнообразные средства.

Оценка 3 балла высокий уровень - использует для изображения частей тела разнообразные фигуры, в речи демонстрирует их соответствие. Оценка 2 балла, средний уровень, - изображает части тела не четко выраженными геометрическими фигурами.

Оценка 1 балл, низкий уровень, - изображает фигуру человека, в речи не использует название геометрических фигур.

Игра «Подбери фигуру»

Цель: видеть геометрические фигуры в окружающей действительности.

Ход

Педагог показывает картинки (сюжеты) и предлагает подобрать геометрические фигуры, на которые похож тот или иной предмет.

Оценка

Высокий уровень - самостоятельно подбирает фигуры и комментирует их. Средний уровень - подбирает фигуры, допуская единичные ошибки, неточности в объяснении.

Низкий уровень - подбирает фигуры без речевых комментариев. Игровое упражнение «Что мне необходимо»

Цель Выявить умение классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Ход

Ребенку предлагают выбрать все прямоугольные фигуры одного цвета и одного размера и т.д.

Ребенку так же предлагают самостоятельно разбить фигуры на группы по определенным признакам.

Оценка

3 балла - Самостоятельно проводит классификацию - распределяет фигуры в подгруппы - называет несколько признаков фигур, - высокий уровень.

2 балла - распределяет фигуры по подгруппам с помощью педагога, самостоятельно называет один классификационный признак, - средний уровень.

1 балл - распределяет предметы по подгруппам с помощью педагога, затрудняется назвать признаки - низкий уровень.



Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения программы детьми, наметив необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы. Проведение и использование в практике результатов педагогической диагностики дают возможность воспитателям работать с опорой на знания индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам развивающих заданий. Кроме того, выявление специфики освоения программы детьми может помочь в анализе особенностей работы воспитателя по каждому разделу программы.

Методическое обеспечение.

Тетради, цветные карандаши, цветная бумага, картон белый и разноцветный, линейка, ножницы, циркуль, угольник, палочки, спички с очищенными от серы кончиками, пластилин, цветные нитки, проволока, ручка, простой карандаш.

  1. »,

Дидактический материал:

  1. Геометрические фигуры и тела.

  1. Палочки Х. Кюизинера.

  1. Наборы разрезных картинок.

  2. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

  3. Полоски, ленты разной длины и ширины.

  4. Цифры от 1 до 9.

  5. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.

  6. Фланелеграф, мольберт.

  7. Чудесный мешочек.

10. Кубики Никитина.

11. Блоки Дьенеша.

12. Пластмассовый и деревянный строительный материал.

13. Геометрическая мозаика.

14. Счётные палочки.

15. Предметные картинки.

16. Конструктор «Лего».

17. Знаки – символы.

18. Конспекты.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Ж 74 Геометрия для малышей.

  2. 2-ое издание, - М : Педагогика, 1978-136 сил Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П.
    Новикова «Математика для дошкольников»

  3. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва
    «Просвещение» 1980г.

  4. Ребенок в мире культуры - Ставрополь Ставропольсервис школа 1998 г. с 347-
    370. ■

  5. Петерсон Л. Г. Когемасов Е. Е. Игра логика «Математика для детей и их
    родителей»- М «Баласс» 1998 г школа 2000

  6. Петерсон Л. Г. Хопина Н. П. Раз-ступенька, два-ступенька. Математика для
    детей и их родителей — М «Баласс» 1998г.

  7. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. М.
    Просвещение Учебная литература 1996-144с.

  8. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Учебное пособие
    для студентов. М Просвещение 1987г.

  9. Е. Синицына Умные раскраски. Популярное пособие для родителей, гувернеров,
    воспитателей. «Серия через игру к совершенству» М лист 1999-144с.

Ю.Светлова И. Логика М. Издательство Эксмо 2003-48с.

П.Светлова И. Форма- М Издательство ЭКСМО 2003-48 с

12.Соколова Ю. «Задачки н логику М. Издательство ЭКСМО, 2003, 48 с.























«f



























«f



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей "Летняя безопасность ребёнка"

Автор: Козьменко Ольга Викторовна

Дата: 17.08.2019

Номер свидетельства: 517848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Консультация для родителей "Летняя безопасность ребёнка""
    ["seo_title"] => string(58) "konsultatsiia_dlia_roditelei_letniaia_bezopasnost_rebionka"
    ["file_id"] => string(6) "516864"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1563375044"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Консультация "Памятка для родителей по безопасности детей в летний период""
    ["seo_title"] => string(83) "konsul_tatsiia_pamiatka_dlia_roditieliei_po_biezopasnosti_dietiei_v_lietnii_pieriod"
    ["file_id"] => string(6) "342763"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473311598"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Консультация для родителей «Дисциплина на улице - залог безопасности»"
    ["seo_title"] => string(75) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_distsiplina_na_ulitsie_zalogh_biezopasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "376122"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483776676"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Консультация для родителей. "Безопасность детей в летний период""
    ["seo_title"] => string(64) "konsultatsiia_dlia_roditelei_bezopasnost_detei_v_letnii_period_1"
    ["file_id"] => string(6) "474674"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1530549634"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "План работы с родителями по здоровьесбережению детей для группы раннего возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_raboty_s_roditeliami_po_zdorovesberezheniiu_detei_dlia_gruppy_rannego_vozra"
    ["file_id"] => string(6) "482651"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1540849201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства