Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать. Что же случилось с хорошим ребенком? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте попробуем разобраться в сути и причинах кризиса трех лет.Кризис трех лет начинается примерно в 2,5 года и заканчивается в 3,5 года. Считается одним из самых сложных, но важных и нужных этапов развития и становления личности и характеризуется целым рядом поведенческих проявлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Кризис 3-х лет"»
Консультация для родителей
«Кризис 3-х лет и как его преодолеть»
»
Возрастные кризисы — это непродолжительные по времени (до года) периоды развития ребёнка, которые проявляются резкими психологическими изменениями. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, которые нужны для нормального равномерного развития личности.
У многих родителей начинается такой момент, когда их ребёнок делает всё наоборот: кричит, игнорирует просьбы и замечания, разбрасывает игрушки и т.д.
Это говорит о том, что у ребенка начался кризисный период.
В детском возрасте обычно выделяется несколько возрастных кризисов:
кризис 1 года, кризис 3-х лет, кризис 7 лет, а также подростковый кризис(10-11 лет). Хронологические границы кризисов весьма условны. Продолжительность, форма и острота протекания кризиса зависят от особенностей ребёнка, от условий жизни, от особенностей и стиля воспитания ребёнка в семье.
Более подробно остановимся на кризисе 3-х лет.
К концу 3-х лет у ребёнка происходит осознание себя как постоянного источника разных действий, желаний, которые не связаны с другими людьми. Это осуществляется под влиянием растущей практической самостоятельности ребёнка. Ребёнок начинает овладевать возможностью делать без помощи взрослого различные действия, приобретает элементарные навыки самообслуживания. В следствии чего он начинает осмысливать, что то или иное действие совершает именно он. Ребёнок начинает говорить о себе в первом лице, а не в третьем как было раньше.
Появляются новые взаимоотношения ребёнка со взрослым в следствии отделения себя от окружающих людей и осознании своих увеличившихся возможностей. Ребёнок сравнивает себя со взрослыми, хочет быть похожими на взрослых, выполняет похожие действия, используя при этом самостоятельность и независимость. Эту потребность «быть взрослым» дети хотят осуществить немедленно. Это ярко проявляется в стремлении к самостоятельности, противопоставлении своих потребностей потребностям взрослых.
Так и начинает возникать кризис трех лет.
Длительность протекания возрастного кризиса зависит от того какую модель воспитания выбрали родители, и от особенностей психического развития ребёнка и его личности. Следовательно, если взрослые сумеют достойным образом вести себя с капризным ребёнком, то возрастной кризисный период будет проходить менее болезненно.
Основные симптомы проявления возрастного кризиса 3-х лет:
«упрямство» – это «такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему сильно это нужно, а потому, что он этого потребовал».
Например, малыш в магазине просит купить очередную куклу, принёс домой, поиграл 5 минут и больше с ней не играл.
«своеволие» выражается в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если ничего не получается «Я сам».
«негативизм» – Ребёнок не хочет делать то, что просят взрослые не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Если взрослые применяют авторитарную модель воспитания с ребенком, то это может служить источником приступа негативизма каждый раз, когда эта модель используется. Когда взрослые приказывают, например: «Быстрее!», «Ешь быстрее», «Не трогай» и так далее.
«протест – бунт» - поведение ребёнка носит протестующий характер. «Подобно ребёнок находится в состоянии войны со всеми окружающими людьми».
«строптивость» различается от негативизма лишь тем, что она безлична, а не ориентирована против человека. Строптивость ориентирована против правил, которые были ранее, против образа жизни, который был раньше.
Например, «ребенок не даёт папе помочь надеть футболку, построить башню из кубиков, на прогулке тянет его именно туда, куда хочет именно он. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику». Ребёнок зачастую отказывается от любого предложения взрослых: «не хочу, не надо, не пойду, не буду». Такая капризность малыша – пока единственный для него способ потребовать признания своей значимости и уважения от окружающих.
«обесценивание» - в данном случае у малыша обесцениваются старые привязанности к вещам, окружающим людям. Например, ребёнок рвёт книжки, ребёнок может начать употреблять плохие слова в речи, которые не принято говорить в доме, ломает игрушки, хотя ранее этого не делал.
8.«деспотизм» - изредка наблюдается, и чаще появляется в семье с одним ребёнком.
Исходя из этого, «кризис трёх лет» - это бунт ребёнка, который требует самостоятельности, выросшего из тех норм и форм опеки, которые возникли в раннем возрасте.
Все эти особенности проявления в поведении ребёнка обусловлены тем, что ребёнок начинает осознавать себя как личность.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса 3-х лет у ребёнка:
Старайтесь не командовать своим ребёнком! Он к этому не терпим. Это только вызовет психоэмоциональное напряжение.
Не следует применять авторитарный стиль воспитания в семье, нужно отказаться от гиперопеки.
Стремитесь не спорить с ребёнком. Не беритесь силой изменить его упрямство. Помните, что ребёнок испытывает вас.
Следуйте единой тактики воспитания. Ребёнку нужно предъявлять единые требования воспитания.
Постарайтесь давать возможность ребёнку быть самостоятельным (например, самому кушать, самому одеваться и раздеваться).
Стремитесь искать совместно с ребёнком компромиссные решения в возникшей конфликтной ситуации.
При возникновении у малыша слёз, вспышки гнева, истерик, нужно проявлять терпение и спокойствие. Не допускайте себе срываться в ответ и кричать, если малыш будет видеть ваше спокойствие, то он быстрее успокоиться в ответ.
Ребёнку нужно давать возможность проявлять самостоятельность. Поручайте ему простые задания: накрыть на стол, убрать игрушки, подмести пол, вытереть пыль и т.д.
Нужно позволять ребёнку делать самостоятельно выбор: спрашивайте, интересуйтесь, какую игрушку он бы хотел взять с собой на прогулку, в гости, садик. Ребёнку нужно научиться принимать простые самостоятельные решения. Ребёнку нужно как можно чаще показывать свою любовь, хвалить, обнимать его. И, если вы его ругаете, то нужно объяснять ребёнку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то что он совершил.
Также важно знать, что в возрасте 3-х лет игра становится для ребёнка ведущей деятельностью, и именно поэтому следует использовать игровые приёмы в общении с ребенком.
Не нужно ставить ребёнку общих оценок, а также обзывать ребенка. Ваши не специально сказанные слова могут ранить ребёнка и стать основой для дальнейших психологических проблем.
Родители! Не стоит не забывать, что, несмотря на всю капризность, детям в такое время тоже непросто и чем более вы будете ласковыми и терпеливыми, тем быстрее, легче сможете преодолеть этот кризис. Спасибо за внимание!