kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей: « Как найти «золотую» середину в воспитании детей» (Глазами психологов и педагогов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правильно воспитывать детей,- глазами психологов и педагогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: « Как найти «золотую» середину в воспитании детей» (Глазами психологов и педагогов)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №393 ГОРОДА ДОНЕЦКА»











Консультация для родителей:

« Как найти «золотую» середину в воспитании детей»

(Глазами психологов и педагогов)







Воспитатель:

Фетисова Г.В.










Один из важнейших аспектов воспитания детей – это понимание, что дети разные и у них разные виды характеров, разная психика. Как утверждает семейный психолог Сергей Яковлев, есть 7,5 типов характеров у детей:


  • Академический вид характера – дети умеют учиться, у них хорошая память, склонность читать и познавать. Задача родителей – обеспечить всем необходимым, узнать, что его интересует больше всего.

  • Эмоциональный – создание и поддержание отношений. Дети легко общаются, хорошо понимают других, коммуникабельны. Задача родителей – создавать им общение, отдавать таких детей во все кружки, по желанию детей.

  • Физический – (армейский), активный. Такие дети любят спорт, физические нагрузки. Очень много избыточной энергии. Они раскрываются и понимают себя в соперничестве, в соревнованиях. Задача родителей - создавать условия для физического развития, соревнований и найти тренера.

  • Творческий – у таких детей развито воображение, но нет навыков и умений. Они часами могут играть с одними и теми игрушками, и их заменителями – каштанами, шишками. Чтение рассказов и сказок их стимулирует. Такие дети очень креативны. Задача родителей – понять их, творить с ними, подыгрывать им.

  • Художественный – у ребёнка ярко выражена какая-то одна способность к творчеству - это умение хорошо петь, рисовать, моделировать и т.д. Задача родителей найти учителя такому ребёнку.

  • Мудрецы – они не хотят учиться, и им это не нужно. Им нужна свобода. Такие дети не могут позволить тратить своё время на бесполезное. Родители должны дать возможность регулярных занятий с большим элементом свободы.

  • Интуитивный – дети индиго. Всё знают, ничего не изучая. Заставлять их учиться нельзя. Они уже таланты. Нужно признать их способности, оценить их и не давить на них.

7,5. Особый талант – гении – продвинуты в чём-то одном. Такие дети достигают больших успехов в одном виде, но очень ограничены в других видах деятельности. Задача родителей побуждать детей развиваться в других сферах.

Нужно помнить родителям, что у ребёнка практически не бывает одного чистого типа характера, - как правило переплетены два, три разных типа.


Ещё важно знать, что дети отличаются по стилю обучения:

1) дети - «бегуны» – учатся, им легко даётся учёба;

2) дети - «пешеходы» – учатся, но для этого много и напряженно работают;

3) дети - «прыгуны» – не учатся, но, если меняется их жизнь, среда, то ребёнок может быстро включиться и хорошо учиться.

Вот поэтому никогда нельзя сравнивать своего ребёнка с другими детьми, а можно только сравнивать достижения своего ребёнка с его прошлыми, отмечая его успехи!

Ещё важно, как утверждает Сергей Яковлев, донести до ребёнка эти жизненные принципы и следовать им самим:

- что отличаться от других – это нормально. Нужно помочь ребёнку стать собой. Чтобы чувствовать себя уверенным, детям нужно знать, что их слышат, но при этом всегда осознавать, что главные не они. Когда у ребёнка есть возможность противится воле родителей и при этом сотрудничать с ними, он приобретает здоровое чувство своего «я»;

- совершать ошибки – нормально. Если ребёнок видит, что родители признают свои ошибки, извиняются за них, тогда ребёнок сам не боится ошибок. Дети постигают эту истину главным образом на примерах близких людей;

- проявлять негативные эмоции – нормально. Ребёнок должен выражать негативные эмоции такие как: гнев, страх, печаль, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, обида, стыд – они не только естественны, но и нормальны. Это важная составляющая роста ребёнка;

- хотеть большего – это нормально. Дети не знают сколько им дозволено просить, у них нет этого опыта. Отказывать можно, но не нужно говорить, что это плохие желания, можно просто объяснить ребёнку, что «не сейчас, чуть позже, может на Новый год». Ребёнок тогда ясно осознаёт, что факт о просьбе – совсем не гарантирует получение желаемого. Нужно дать ребёнку свободу просить о том, что он хочет и его врождённые способности добиваться желаемого резко возрастут. Став взрослым ребёнок уже не будет считать отрицательный ответ окончательным;

- выражать своё несогласие – это нормально. Родители должны научится создавать для детей благоприятные возможности испытывать и выражать свои негативные эмоции. Вспышка гнева необходимы для развития ребёнка, но он должен знать, что они допустимы не везде и не всегда.

Дети приходят в этот мир с врождённой склонностью любить своих родителей, однако они не умеют любить и прощать себя. Если детей не стыдят и не наказывают за ошибки – это даёт им возможность научиться величайшему искусству – умению любить себя и принимать собственные несовершенства. Если стыдить и наказывать ребёнка – ему сложно развить любовь к себе и умение прощать собственные ошибки. А если у ребёнка не остаётся шанса и права на ошибку, то срабатывает сценарий, когда ребёнок вынужден скрывать и лгать, он смирится с низкими целями, будет заниматься самооправданием или переводом стрелок. Когда ребёнок что-то сделал не так, он чувствует себя виноватым, и быть для него наказанным или лишённым внимания очень ранимо.

Развитие ответственности у детей

Когда у ребёнка возникают трудности или сложности, и никто не берёт за него ответственности, его чувство вины становится чрезмерным и разрушительным для психики. Во взрослой жизни такое умонастроение может нас преследовать долгие годы: если сделал плохо, то я плохой, а если плохой - значит все меня ненавидят и любви не дождёшься.

Когда ребёнок боится быть лишённым любви, он перестаёт её принимать. Как утверждает Руслан Нарушевич, семейный психолог, - до 9 лет развивается чувство невиновности у ребёнка, чтобы человек вырос ответственным, он должен почувствовать, что он невинен.

Этапы развития ответственности:

1. С момента рождения и до 9 лет развивается чувство невинности ребёнка. Чтобы человек вырос ответственным, он должен быть полностью лишён ответственности до 9 лет и видеть пример ответственных родителей, которые берут ответственность за ребёнка.

2. С 9 до 18 лет развивается чувство ответственности у ребёнка. Если с 9 до 12 лет ответственность не привили, то ребёнок вырастает полностью безответственным.

Не пройдя первый этап здоровым образом, невозможно пройти второй. Родители должны всегда поддержать позицию невиновности ребёнка. Важно понять, что не ребёнок ведёт себя нехорошо, а просто ваши ожидания были другими.

А чтобы обходить «острые углы» в воспитании детей нужно находить с ребёнком компромиссы:

- Просьбы вместо приказа.

-Поощрение вместо наказания.

-Тайм-ауты вместо шлепков и тумаков (время на раздумье).

Лучше всего развивает и воспитывает атмосфера любви, творчества и сотрудничества.

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми»
Оскар Уайльд

В этом и есть смысл воспитания в семье: где любят просто так и без условий, где каждый отдаёт себя полностью, где нет назидания, а есть уважение и принимают тебя таким какой ты есть, и всегда есть куда вернуться, чтобы не случилось! Ты всегда уверен в себе и своей семье, и это чувство тебя согревает всю жизнь, даёт силы и терпение всё преодолеть. Мой стержень – моя любовь!

А для чего тогда нужна семья?

Если не для того, чтобы передавать свою любовь детям, да так, чтобы они чувствовали, что их любят, полностью принимают и уважают, и тогда они смогут любить и уважать себя сами. И тогда, дети смогут научиться самому главному - безоговорочно любить других!

Дети – это эмоциональные создания, которые общаются на эмоциональном уровне. И чем они меньше, тем больше своим поведением демонстрируют свои чувства. Поэтому, чтобы дети знали и понимали, как мы их любим, родители должны вести себя соответственно, выражая свои нежные чувства на деле.

А как выразить свою любовь к ребёнку? Чтобы у него не было и капли сомнения в нашей любви. Мы боимся открыто выражать свою любовь, прячем её внутри, не умеем и не хотим показывать её, а дети любви не видят, они не могут понять, а почему их не любят?

«Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают её. Если им ничего не даётся, им нечего возвращать. Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий».

Росс Кэмпбелл



Мне очень нравится, как классифицирует способы выражения любви к ребёнку Росс Кэмпбелл (детский психиатр, писатель) в книге «Как на самом деле любить детей» по четырём типам:

  • Контакт глаз

  • Физический контакт

  • Пристальное внимание

  • Дисциплина

Каждый из этих приёмов важен. А многие родители сосредотачивают своё внимание на одном или двух приёмах, игнорируя другие или заменяют всё одной дисциплиной. Но для того чтобы ребёнок наиболее эффективно справлялся с трудностями современной жизни, ему просто жизненно необходима наша безоговорочная постоянная любовь. Поэтому мы, родители, должны сконцентрировать своё внимание на всех приёмах проявления любви к ребёнку.

1) Контакт глаз - открытый, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнку очень важен не только для установления доброжелательных отношений с ребёнком, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. К сожалению, родители, сами того не ведая могут использовать контакт глаз, чтобы передать своим детям совсем другие сигналы.

Мы, например, можем смотреть с нежностью и любовью на своего ребёнка, только когда он особенно хорошо себя ведёт или хорошо учится, так что родители могут им гордиться. Тогда и ребёнок воспринимает эту любовь как обусловленную – я хорошо себя веду, хорошо учусь, и меня за это любят. При таких условиях ребёнок не может полноценно расти и развиваться. Искренне любя ребёнка, мы не должны забывать, что обязаны всегда смотреть на него с любовью. Иначе он получит неправильный сигнал и не будет чувствовать, что его любят всегда, безусловно и безоговорочно.

Но, мы часто «выразительно» смотрим в глаза детей только когда критикуем, поучаем, упрекаем, ругаем и пр. Когда родитель использует это мощное средство контроля в отрицательном ключе, то и ребёнок видит своего родителя только в отрицательном свете. А пока ребёнок ещё маленький, страх делает его покорным и послушным, и это нас устраивает. Но ребёнок растёт, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией. Ещё очень плохая привычка родителей, когда в качестве наказания специально и сознательно избегать смотреть прямо в глаза ребёнку. Что тут и таить, и я, не раз прибегала к этим средствам о чём сильно сожалею.

Глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь, а строгий взгляд - не лучшее средство укрепить дисциплину.

Нужно помнить, что любящий взгляд – один из главных источников эмоционального питания для детей. Чем чаще родители смотрят на ребёнка, стараясь выразить ему свою любовь и тем полнее его эмоциональный сосуд.

2) Физический контакт – обнять за плечи, прикоснуться к руке, погладить по голове, поцеловать, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т. п. Кажется, что легче всего выразить свою любовь к ребёнку ласковым прикосновением. Но, исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеваться, переводя через дорогу и пр. Многие родители, заблуждаются думая, что эти «телячьи нежности» могут изнежить детей, а разве любви много бывает?

При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы. Ребёнок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать уверенно и спокойно и с самим собой, и с окружающими его людьми. Ему будет легко общаться со всеми и у него будет хорошая самооценка.

Но мы должны знать, что мальчики и девочки имеют разную потребность в физическом контакте. Так маленькому мальчику нужно, чтобы его гладили, обнимали, баюкали, ласкали, целовали с раннего возраста. Это физическое проявление любви очень важно для мальчика и как утверждают психологи, является решающим для развития с самого рождения до 7-8 лет. А ведь многие родители считают, что с мальчиками нужно обращаться сурово, как с настоящими мужчинами.

Исследования показали, что девочки до года получают в 5 раз больше физической ласки, чем мальчики. И это одна из главных причин, почему с мальчиками до трёх лет больше проблем, чем с девочками, а в подростковом возрасте их становится ещё больше.

А мальчикам необходимо такое же нежное проявление любви, как и девочкам в ранние годы. По мере того как мальчик растёт и взрослеет, потребность в объятиях и поцелуях уменьшается, но потребность в физическом контакте остаётся. Теперь его больше притягивает мужская линия поведения – это потасовки, борьба, похлопывание по плечу, шутливые драки т.п. Всё это позволяет мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца.

При этом для девочек физический контакт, - особенно внешнее проявление нежности, становится с годами важнее и достигает пика в возрасте 11 лет. Для девочки – это критически важный возраст, где ей необходимо, как воздух, полноценное эмоциональное питание. У девочек обостряется жажда повышенного пристального внимания, нежного и любящего взгляда, эмоционально насыщенного физического контакта, особенно с отцом.

Отец помогает дочери выработать о себе хорошее мнение тем, что одобряет её. Потребность в этом возникает у девочки в два года, но с возрастом усиливается и становится жизненно необходимой для полноценного эмоционального развития. Проблема только в том, что именно тогда, когда девочке необходима поддержка отца в 10- 11лет, отцу всё труднее открыто проявлять свои нежные чувства и он неуверенно идёт на физический контакт.

Постоянный контакт глаз, физический контакт – это самые эффективные способы заполнить эмоциональный сосуд ребёнка и помочь ему наилучшим образом развиваться.

3) Пристальное внимание – это когда мы сосредотачиваемся на ребёнке полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, проявляем подлинный к нему интерес, внимание и внимательность, чтобы он не сомневался в нашей безоговорочной любви. И тогда ребёнок чувствует, что он самый важный человек в мире.

Ребёнку просто необходимо дать почувствовать, что он – единственный в своём роде – особенный! Только пристальное внимание родителей даёт ему возможность почувствовать и осознать это. И такое знание жизненно важно в развитии самооценки ребёнка, оно глубоко влияет на способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми и любить их.

Но в наше время, уделить ребёнку пристальное внимание - это большая проблема. Родители слишком заняты собой, проблемами вокруг, что заменяют искреннее и пристальное внимание к ребёнку подарками, сладостями, удовольствиями и считают это вполне достаточным. Не получая достаточно пристального внимания, ребёнок испытывает беспокойство, потому что он чувствует, что всё на свете важнее, чем он. В результате ребёнок не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Таких детей легко выделить в детском саду или школе, они хуже развиты, замкнуты, эмоционально не стабильны, им труднее общаться со сверстниками, они хуже справляются с любой конфликтной ситуацией.

Поэтому мы должны выкраивать время, находить силы, чтобы побыть с ребёнком наедине и это воздастся сторицей! Видеть своего ребёнка счастливым и уверенным в себе, который отлично ладит со сверстниками и со взрослыми, учится с удовольствием, хорошо себя ведёт - какая награда для родителей! Но для этого мы должны находить время и уделять его детям, почаще быть с каждым ребёнком наедине, даря свою любовь.

Пристальное внимание – наиболее мощное средство постоянного пополнения эмоционального сосуда ребёнка и обеспечения его полноценного развития в будущем.

4) Дисциплина – это тренировка ума и характера ребёнка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой. Сюда входит и достойный пример взрослых, моделирование ситуации, различные инструкции, просьбы, обучение, обеспечение ребёнку самому возможности учиться и набираться жизненного опыта и умения отдыхать, и всё это под разумным и благожелательным руководством взрослых.

Многие родители часто путают дисциплину с наказанием и не видят взаимосвязи между любовью и дисциплиной. А наказание – это один из способов обеспечения дисциплины, причём отрицательный и примитивный. Главное, что мы должны осознать, чтобы приучить ребёнка к дисциплине - дать ребёнку почувствовать, что его любят и это важная часть хорошей дисциплины. Если родители не заботятся всё время о том, чтобы эмоциональный сосуд ребёнка был полон, если не используют в изобилии контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание в соответствии его возраста и пола, то вы не добьётесь хороших дисциплинарных результатов в воспитании ребёнка.

Дисциплины можно легко добиться, когда ребёнок чувствует, что его искренне и глубоко любят, принимают таким, какой он есть. Тогда ребёнок может примириться с руководящей ролью родителей без враждебности и сопротивления. Если же нет искренней любви, привязанности к родителям, ребёнок реагирует на диктат родителей с гневом, враждебностью, обидой, прямо наоборот тому, что от него ожидают и требуют.

Во-первых - очень важно проявлять должную любовь: умение внимательно и сосредоточенно слушать ребёнка. Когда ребёнок уверен, что вы осознаёте его чувства, мысли и желания, он гораздо охотнее будет реагировать на ваши дисциплинарные требования.

Во-вторых – совершенно необходимо сдерживать свои эмоции, не терять контроля над собой, контролировать свой гнев. Необузданный гнев родителей подрывает крепкую дисциплину детей. И важно помнить, что раз уж так случилось, то не нужно бояться извиниться перед ребёнком. Это драгоценные минуты, когда у вас с ребёнком душевная близость, сердечное тепло, мир и покой!

Чем лучше дисциплинирован ребёнок, тем меньше требуется наказаний! Когда телесные наказания кладут в основу дисциплины, совершается ужасная ошибка: дисциплину приравнивают к наказанию. А дисциплина – это тренировка ребёнка, обучение его, чтобы он стал таким, каким он должен быть. Телесное наказание приводит к деградации и унижению ребёнка. Без фундамента безусловной любви ребёнок не сможет пройти все фазы, развития, особенно отождествление себя с родителями, что искалечит формирование здоровой психики и самооценки.

Как ребёнок подчиняется требованиям дисциплины, зависит в основном от того, насколько он чувствует любовь, заботу и внимание к нему. Поэтому самая главная задача родителей – дать ребёнку почувствовать, что его любят и всегда на его стороне.

Как важна безусловная любовь для хорошей дисциплины. Чем больше заполнен эмоциональный сосуд ребёнка, тем более дисциплинированным он будет, чем более опустошен его эмоциональный сосуд, тем хуже будет поддаваться требованиям дисциплины.

В заключение:

Важно находиться со своим ребёнком в его детстве не только физически, но и эмоционально. Учиться понимать его потребности по мере того, как он растёт. Не за ребёнка, а вместе с ним преодолевать трудности, с которыми он сталкивается, и радоваться победам и достижениям, но при этом давать личное пространство.

Когда мы чувствуем за своей спиной любовь, внимание и поддержку родителей, семьи, нам легче и радостней идти по жизни, и мы тогда можем легко преодолевать любые преграды!

«Только в атмосфере любви и в семье, человек может быть счастлив. А правильное развитие и воспитание ребёнка может быть только в атмосфере любви»

о. Дмитрий Смирнов





Литература




Из источников интернета, лекции семейных психологов:

  1. Сергей Яковлев (Сатья Дас)
    https://youtu.be/1wlEa6fwKZk
    https://youtu.be/iIhjP-t53gw
    https://youtu.be/66EmAV4hiFU



  2. Руслан Нарушевич
    https://youtu.be/PSsi12wvY1Q



Печатная литература:

  1. Кэмпбелл Р., Максимов М. В. Как на самом деле любить детей. – Знание, 1992.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Фетисова Галина Васильевна

Дата: 29.01.2023

Номер свидетельства: 624402


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства