Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать! "»
Консультация для родителей «Как хорошо уметь читать!»
Воспитатель Домбровская Р.Б.
С какого возраста начинать учить ребёнка чтению?
Каждый ребенок индивидуален и у каждого развитие идет по- разному. Некоторых детей можно начинать учить чтению уже с трех лет! Но это при условии, что у ребенка не нарушено звукопроизношение и ребенок сам желает поскорее научиться читать.
В среднем дети пятого года жизни наиболее восприимчивы к обучению, им нравятся игры и действия со словами, звуками. К.И.Чуковский назвал этот возраст возрастом любителей звуков. Ребёнка в этом возрасте отличает не только большой интерес к звуковой стороне родного языка, но и острота, свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.
Итак, дорогие родители, вы должны знать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук (м) в слогах, словах.
- Как мычит корова? (му).
- Скажи как я: ммму. Какой звук ты произнёс первым?
- Назови, что нарисовано рядом с буквой ( мммышка, ммморковь) .
- Какой первый звук в этих словах?
- А теперь давай рассмотрим букву М.
- На что она похожа? Напиши в воздухе букву М.
- Давай попробуем написать её в тетради.
На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково, – т.е. так как звучит звук.
Звук М. Мы произносим его отрывисто. И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука — Э и М. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога: М ! А !- и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение — это чтение слогами (конечно на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ммма. Одновременно ребёнок переводит указку или палец с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!
Лучше всего проводите эту работу с детьми в игровой форме, с использованием наглядного материала. Обязательное условие: занятия должны быть регулярными (не реже 2раз в неделю) и по времени не превышать 15минут.Обучающий взрослый должен хорошо понимать, что у большинства детей на начальном этапе обучения работоспособность невысока, внимание быстро истощается. Если ребёнок, после 5-10 мин. занятия перестал слышать вас, это вовсе не означает, что он ленив.Просто он устал. Поиграйте с ним 3-4 мин. В какую-нибудь игру или проведите физкультминутку.
На начальном этапе следует изучать с ребёнком по одной теме в день (звук и буква А, звук и буква О), и т.д.
Кроме работы со звуком и буквой не забывайте проводить словарную работу. Обогащайте словарь ребёнка по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда» и т.д.
Чаще задавайте детям вопросы: «какая?», « какое?», «какие?»
Пополняйте речь ребёнка глаголами, прилагательными, синонимами, антонимами.
Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Замечательно, если они будут сопровождаться картинным или игровым материалом — муляжами, игрушками и др.
И вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.
Следует часто, но ненавязчиво — в форме игры повторять с ребёнком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке (например: кто больше придумает слов, которые начинаются со звука М и т.д.)
Пяти-шестилетние дети очень чувствительны к оценкам своей деятельности с нашей стороны. Непосредственный интерес к занятиям, положительные оценки взрослых, а не чуждая перспектива хорошо учиться в школе, стимулируют на первых порах желание ребёнка продолжать обучение. Поэтому, дорогие взрослые, будьте великодушными, снисходительными, щедрыми на похвалу и ласку. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Дайте ребёнку поверить в собственные силы. И ваши старания будут сполна вознаграждены.