kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей «Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена консультация для родителей о возможностях использования музейной педагогики в детском саду

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»»


Консультация для родителей

«Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»



Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств духовности и нравственности. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно-нравственных, патриотических качеств личности. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, конечно, начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “Отечество”, “малая родина”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”. Важная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится и учебным заведениям. Воспитание молодёжи в этом направлении должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. В основе духовно-нравственного воспитания молодёжи лежит краеведческий принцип. Особое значение этого принципа заключается в том, что он закладывает основы формирования личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за ее дальнейшее процветание, сопереживание и сопричастность ко всему, чем она живет), воспитания рачительного хозяина своей земли, в целом становления духовно-нравственной культуры. Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах (краеведческие музеи, выставки, клубы и т.д.). По нашему мнению источником «живой» культуры в настоящее время выступает музей, в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, всё это создаёт особую атмосферу погружения в прошлое, даёт возможность изведать тайны земли, понять, почувствовать, пережить историю своего народа. Только человек знающий своё прошлое, лучше ценит и настоящее. Музейная область является центральным звеном музейной педагогики, дисциплины, сформировавшейся на стыке психологии, педагогики и музееведения. Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-воспитательной работы: экскурсия, консультация, встречи с интересными людьми, праздники, исторические викторины, игры, конкурсы, уроки, исследование- все они способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой нашей родины, развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы. Музей – творческое сотрудничество всех, кто внёс хоть маленькую лепту в его деятельность. Музей через любовь к малой родине воспитывает настоящих патриотов своей страны, пробуждает чувство милосердия, уважения к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, демонстрирует взаимосвязь поколений, воспитывает чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире. В новое время необходимы и новые формы работы по воспитанию молодёжи. Хочется отметить, что работа по духовно- нравственному воспитанию молодёжи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности. Многие молодые люди интересуются историей города, историей своего народа…. Итак, говоря о духовно-нравственном воспитании и развитии молодёжи мы говорим о любви к Отечеству, родной земле, своему дому и семье, о любви к ближним и уважению старших. И уже сегодня наши дети должны стать хранителями историко-духовной памяти своего народа и традиций созидателей и защитников великой России. Хочется надеяться, что и в их души запало зернышко нравственности, которое со временем прорастет и даст плоды любви и добра, чего всегда так не хватает в этом мире. Воспитание человека, формирование свойств патриотической и духовно-нравственной личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Дошкольное воспитание, как часть общественного воспитания за последние годы претерпевает немало изменений. Иногда, зацикливаясь на региональном компоненте, увлекаясь традициями ближнего окружения, мы забываем, что все регионы являются частью огромной России, и сводим изучение русской культуры к народным промыслам. Гораздо труднее положить в основу работы детского сада русскую традицию в её все культурном плане, учитывая так же и региональный компонент, и социальный опыт.

Социальный опыт ребёнка впервые приобретается в семье, у определённых родителей. Содержание и характер этого опыта зависят от духовно - нравственного богатства родителей, их моральных и жизненных ценностей. Социальная адаптация ребёнка к окружающему миру помогает ему выразить себя в этом мире, найти своё место в этом мире, украшать и обогащать его.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования творческой личности уникален. Именно в этом возрасте наиболее эффективно развиваются потенциальные возможные личности, в более позднем периоде эти возможности отчасти утрачиваются. Потому упущенное в дошкольном детстве не всегда удаётся наверстать в школе. А ведь именно от творческого потенциала в большей степени зависят и школьные и дальнейшие жизненные успехи человека.

Патриотизм - это любовь к родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает, как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России, как великой державы.

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение в обществе социально значимых патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышения престижа государственной военной службы;

- обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально - экономических, культурных, экологических, правовых и других проблем

- воспитание граждан в духе уважения Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, реализации законных прав человека и его гражданских обязанностей;

- привитие гражданам глубокого уважения к символам Российской Федерации и историческим святыням отечества;

- формирование расовой национальной религиозной терпимости, развития дружеских отношений между народами.

Во многих детских садах организуются мини-музеи, как одна из форм реализации задач духовно-нравственного и патриотического воспитания. Это отражает и возраст детей, и размеры представленной экспозиции, и определяет ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании не только сотрудников детского сада, но и детей и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, изготавливают их сами вместе с родителями или воспитателями. Ребята из подготовительных групп проводят экскурсии для малышей, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в мини-­музеях можно (правда не все), их можно взять в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок пассивный созерцатель - а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя и детей, а так же родителей.

Содержание, оформление и назначение мини-музея не может быть статичным: из-за небольшого пространства экспозиции должны носить временный характер. Если первоначально он задумывался как краеведческий и этнографический, то далее можно менять направление или углублять темы. Задачи нравственно-патриотического воспитания и музейная педагогика.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к семье, к истории и к культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом раннем возрасте - это и есть самый естественный способ патриотического воспитания. А патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. В основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Россия - родина многих. Но чтобы считать себя патриотом, необходимо ощутить духовную жизнь народа, творчески утвердить себя в ней.

„Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...” (Д.С. Лихачев).

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель раздела патриотического воспитания, состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски и музыки - до театра. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его патриотических чувств и любви к Родине.

Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Музейная педагогика - это сохранение созидательного опыта многочисленных поколений, накопленных людьми в разных видах и формах деятельности, упорядоченных в: традиционном народном календаре, семейной обрядности, исторических событиях.

Для чего нужны мини-музеи? Не многие родители считают, что дошкольникам нужно посещать такие места, а некоторым и вовсе не приходит в голову сводить детей на экскурсии в музей или картинную галерею. Поэтому к созданию музея необходимо привлечь внимание родителей. Как же это сделать? Вряд ли прямая агитация поможет этому. А создание мини-музея и небольшой „картинной галереи” дошкольников вполне может привлечь внимание родителей.

Конечно в условиях детского сада невозможно иметь по настоящему ценные экспонаты, невозможно создать экспозиции, соответствующие стандартам музея.

В качестве базового материала используется русская культура. Выбор обусловлен высокой значимостью ее для историко-культурного развития всех народов России. Таков объективный процесс становления и развития нашего общего Отечества с древности до наших дней.

Проблемы музейной педагогики можно кратко сформулировать следующим образом:

  • человек и его место в природе;

  • человек и его место и взаимоотношения в семье;

  • человек и его вклад в историю и культуру Отечества.

У каждого народа России есть свой традиционный календарь, своя семейная обрядность, свой исторический эпос и материальная культура. Поэтому, составляя план изучения материала, необходимо провести национально-региональную корректировку в его содержание. Необходимо последовательно сопоставить между собой календарные, семейные, эпические традиции народов Крайнего Севера и русского народа, сравнивать друг с другом произведения местных народных промыслов и ремесел, местные особенности в традиционном костюме, жилище, утвари в орудиях труда и быта. В результате ярко выявятся и различность и общность культур разных народов. Важнейшим педагогическим принципом музейной педагогики в дошкольном учреждении является:

  • сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создания единого коллектива „дети - родители - сотрудники ДОУ”;

  • формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте;

  • опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Внедрение музейной педагогики в познавательный процесс дошкольного образования включает в себя целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому,

  • воспитание уважения к труду,

  • развитие интереса к русским традициям и промыслам,

  • формирование элементарных знаний о правах человека,

  • расширение представлений о городах России,

  • знакомство детей с символикой России

  • развитие чувства гордости и ответственности за достижения страны,

  • формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех сферах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Минякова Роза Дмитриевна

Дата: 09.02.2025

Номер свидетельства: 664885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства