kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта консультация предназначена для родителей, которые хотят развивать музыкальные способности у детей дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».»


Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач, которые связаны с поддержкой разнообразия детства, сохранением его уникальности и самоценности. В ФГОС ДО выделены образовательные области, призванные обеспечить разностороннее развитие дошкольников, среди которых - художественно-эстетическое, предусматривающее формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального произведения, реализацию самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей. В этих условиях важен выбор образовательной программы, которая способна решить задачи, поставленные в ФГОС ДО.

  • начале своей работы была проведена диагностика по определению музыкальных способностей дошкольников, в результате анализа индивидуальных диагностических данных было определено, что у большинства воспитанников отсутствуют навыки игры на детских музыкальных инструментах, слабо развиты чувство музыкального ритма, музыкальная память и ладовысотный слух, т.е. дети не могли воспринимать и воспроизводить мелодию, а так же подбирать инструменты соответственно характеру музыкального произведения. Поэтому меня и   заинтересовала проблема развития музыкальных способностей детей посредством игры на детских музыкальных инструментах.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения и музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных и аналитических способностей, в ходе чего, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Игра на детских музыкальных (шумовых) инструментах позволяет приобщать воспитанников

  • интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей, доставляет им радость музыкального творчества и эмоционально-эстетическое удовлетворение.

Новизна заключается в разработке системы по развитию музыкальных способностей дошкольников, основанной на постепенном переходе от методов и приёмов обучения до самостоятельной игры детьми на музыкальных инструментах, а так же игры в ансамбле и оркестре.

Сложности заключались в отсутствии разнообразия инструментов. Но и эта задача легко решается. Мы с детьми сделали самодельные музыкальные инструменты. Изготовление игрушек- самоделок процесс интересный и полезный.. Наблюдая процесс изготовления игрушек – самоделок ребёнок начинает понимать, откуда берутся звуки. Таким образом в нашей коллекции появились самодельные маракасы , рубель ( из использованных цв. карандашей,  шумелки ( баночки из под йогурта), барабаны( из  вёдер) и т.д

       На основе выше изложенного в моей работе была   определена тема для самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».

          Целью данной темы:  расширение  и  обобщение  представления дошкольников о  разнообразии музыкальных и шумовых инструментов в  соответствии с  содержанием  ФГОС ДО,  создание  благоприятных  условий  для  развития  музыкального исполнительского творчества   детей.  

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

  2. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

  3. Разработать картотеку дидактических игр по развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

- теоретические (анализ научной литературы и педагогического опыта);

- эмпирические (эксперимент, наблюдения);

 Для этого использую современные образовательные технологии:  

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

  2. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

  3. Разработать картотеку дидактических игр по развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Для этого использую современные образовательные технологии:  

  • Здоровьесберегающие (сказкотерапия, двигательная терапия, музыкотерапия,  цветотерапия, звукотерапия);

  • личностно-ориентированные (игры, упражнения, наблюдения, этюды);

  • социоигровые (работа в малых группах на занятиях, методы создания проблемных ситуаций, приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности)

 Реализацию задач и программного содержания  осуществляю через разнообразный репертуар.  Использую разные формы организации занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные).Постоянно отслеживаю умения, навыки воспитанников с целью своевременной помощи и развития способностей.

               Знакомство с музыкальными инструментами я начинаю с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте ( высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано), знать и различать звуки бубна и погремушки, научиться реагировать на смену музыки. Для достижения результата использую игры на развитие звуковысотного слуха.  «Петушок» М. Раухвергера, «Тихо – громко» Е. Тиличеевой.   Под тихую музыку дети постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают её вверх и слегка встряхивают

«Кукла» «Ходим - бегаем» Е. Тиличеевой, пляска «Бубен» Г. Фрида.

Воспитатель водит куклу по залу , а я передаю ходьбу куклы редкими ударами бубна, но вот кукла побежала и дети слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней

«Кошка и котята»» детям предлагаю  изобразить, как мяукает кошка(низкий звук), или котёнок ( высокий звук).

«Какая птичка поет?».

На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. показываю, как поет большая птичка (играю на фортепиано до первой октавы) и как маленькая (до третьей октавы). Затем поочередно беру «до» первой и «до» третьей октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.

Эту игру можно повторить во второй младшей и средней группе, но на  металлофоне и привлечь детей. При этом учу не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.

Однажды я сообщила  детям  что у меня ночью мышки съели ноты и играть я теперь для них не смогу. А чтобы их отыскать необходимо в зале   найти все возможные предметы из которых мы способны извлекать звуки это были и стульчики, и стены, и пол, и муз. инструменты и т.д . За некоторыми предметами дети находили ноты и приносили их мне. В конце занятия я объяснила детям что всё из чего можно извлечь звуки это и есть музыка, а музыка записывается в нотках. Таким образом я расширила  знания детей о музыкальных  инструментах и повысила интерес к музыкальным занятиям.  После таких необычных занятий я прихожу к выводу , что  дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку.     Так же в своей работе я  использую методику Железновых (сказки –шумелки) Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом   сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

С помощью занимательных сказок-шумелок, дети  так же  знакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, развивают  слуховую память, учатся воспроизводить оттенки звучания: громкость, продолжительность, тембр, ритм. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.  Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании. Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное состояние. Дети с удовольствием включаются в работу и с интересом озвучивают на различных музыкальных инструментах разных героев. По своему содержанию сказки  представлены яркие, доступные для детей.      

           Я заметила что во второй младшей группе детям  доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами.  Упражнение «Лошадка»  дети с ложками в руках ходят по залу ( постукивая – с начало медленно , потом быстро.) Сначала лошадка ходит медленно - гуляет , затем  галоп). Дети  должны научиться соотносить движения с музыкой. Практика показала что  в этом возрасте дети свободно реагируют на смену музыки..  Поэтому продолжаю закреплять знания полученные в первой младшей группе. Они умеют на ложках, кубиках, колпачках отстукивать ритм. Для закрепления ЗУНов помогают следующие упражнения «Поезд» (Поезд набирает ход-дети медленно ударяют кубиками, затем поезд набирает ход- дети стараются передавать несложный ритмический рисунок быстрее)

           Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

        Для детей среднего и старшего возраста использую учебное пособие И.Каплуновой и И.Новоскольцевой «Этот удивительный ритм». Сборник представляет собой разработанную систему занятий по развитию чувства ритма у детей 3-7 лет. В музыкальном воспитании это новый, интересный и необходимый раздел. В книге разработаны увлекательные и веселые ритмические игры с игрушками, музыкальными инструментами, палочками, ладошками, картинками. Забавные детские стихи обыгрываются в движении и легко запоминаются детьми. К сборнику прилагается дидактический материал - таблицы и картинки,  дыхательная и артикуляционная гимнастика (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса), чтобы облегчить работу , и заинтересовать детей  использую ритмические карточки.     

          Упражнения с карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более  эффективной.  При работе с карточками эффективен прием подтекстовки длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук – слогом «ти». Активная работа с ритмическими рисунками способствует накоплению различных ритмических шаблонов, которые юные музыканты используют при игре на музыкальных инструментах. Для детей этого возраста важно научить играть и говорить одновременно.  Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, лев, белочка и т.д.

           Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. В работе с детьми  стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры.

               Обучению на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе я уделяю особое внимание, так как к этому времени дети хорошо владеют инструментами с легкостью могут прочитать любой ритмический рисунок и даже составить его самостоятельно.  К концу  учебного года все дети овладевают практическими навыками  игры на нескольких музыкальных инструментах. Они знают названия инструментов, характер их звучания. Очень нравиться  подыгрывать ритмические рисунки на  мультимедийной доске.  Дети чувствуют себя самостоятельными, творческими, открытыми и необходимыми друг другу.

 Я часто предлагаю детям сыграть в музыкальные- загадки. Несколько инструментов прячу за невидимой ширмой, а детям предлагаю узнать какой инструмент звучит , или даже пара инструментов.  Поэтому в подготовительной к школе группе я прибегаю к игре в   оркестре. Но музыкальные инструменты можно использовать не только в оркестре. Дети с большим удовольствием танцуют кадриль с ложками, на новогоднем празднике девочки-льдинки танцевали с колокольчиками, на весеннем празднике для мам мы показывали танец с бубнами. Все полученные умения и навыки мы с детьми с удовольствием демонстрируем родителям на  утренниках или музыкальных вечерах. 

        В  организации поставленных целей и задачах помогает книга Н.Г.Кононова автор которой рассказывает о своей работе, об организации и проведении музыкальных занятий, на которых малыши не только поют и танцуют, но и знакомятся с различными музыкальными инструментами, получают первые навыки игры на них.

      Автор приводит примерные конспекты (фрагменты) музыкальных занятий во всех группах, делится опытом, как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать.   В книге представлен материал, который может творчески использовать каждый музыкальный руководитель, учитывая возможности и способности своих воспитанников.

           Моя работа в данном направлении показывает что, у детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода

Тест - игра на изучение чувства ритма

«Ладошки»

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;

воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;

адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень

неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

Для установления уровня развития чувства ритма:

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав разнохарактерные и разножанровые пьесы дети должны изобразить в движении соответствующий характер. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.

Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

В зависимости от возрастной группы задания для диагностирования даются более или менее сложные.

          Моя работа требует систематического  повышения своего музыкально-педагогического  уровня, стараюсь совершенствовать своё педагогическое мастерство, изучаю нормативные документы и требования к качеству воспитательно - образовательного процесса, интересуюсь новыми методиками, инновационными технологиями, регулярно знакомлюсь с  новинками  методической  литературы.  



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кулагина Валентина Евгеньевна

Дата: 23.10.2019

Номер свидетельства: 523948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация  на тему «Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-na-tiemu-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "138367"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417532552"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Из опыта работы музыкального руководителя по теме:«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(127) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-po-tiemie-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "155260"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421254115"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Консультация по инновационной деятельности для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_dlia_roditieliei_na_tiemu_priob"
    ["file_id"] => string(6) "406123"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491218520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства