Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Готовим руку к письму"»
Консультация для родителей «Подготовка руки к письму»
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, - делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движения пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону- это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;
поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой;
после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, уха, глаза.
Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.
Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т. д.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Кроме того, можно порекомендовать нанизование бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагают карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:
Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
Положить кружок, справа от него – крестик, слева от крестика поставить точку.
Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.
Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.
Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.
Необходима специальная работа по развитию зрительно-моторной координации.
Скопируй буквы, цифры, соблюдая при этом размерность, направление всех штрихов и элементов
Рисование линий (волнистых, ломаных, пружинок по точкам, затем так, но ограничивая пространство в котором рисуется линия)
Различные графические диктанты, рисование по клеточкам.
Следующим этапом можно взять рисование двумя руками одновременно. Сначала мы рисуем линии: прямые, волнистые, ломаные, прерывистые, пружинки, затем геометрические фигуры, рисунки, узоры (принцип от простого к сложному).
Можно использовать программу С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет».