kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Этот трудный звук Р"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация поможет родителям при постановке самого непростого звука Р.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Этот трудный звук Р"»

Этот трудный звук



К пяти годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, что необходимо для его дальнейшего развития, формирования навыков правильного письма и чтения. Но, к сожалению, с каждым годом количество детей с нарушением звукопроизношения, становится все больше и больше. И это приводит к негативным последствиям для развития ребенка: возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, проблемы при обучении ребенка грамоте, неясная речь нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Родителей больше всего волнует отсутствие в речи ребёнка звука [Р].

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом. Замена звука [Р] любым другим звуком называется параротацизмом.

Как же можно ускорить становление звука [Р] и избежать его дефектного произношения? Попробуем ответить на этот вопрос.

Самое лучшее – это своевременная профилактика. Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы у ребёнка вовремя появился звук [Р], то необходимо заглянуть ему в рот буквально с первых дней жизни. А ещё лучше, если это сделает хирург-стоматолог. Объект нашего внимания – язык. Всё ли в порядке с его строением? Конечно, родителям разобраться в этом сложно. Специалист же быстро заметит любые неполадки. Например, слишком маленький язык (микроглоссия) или чрезмерно большой (макроглоссия). А, может быть, подъязычная уздечка (связка) ребенка очень короткая? Все эти отклонения от нормы на первых порах будут затруднять процесс кормления, а впоследствии – помешают появлению не только звука [Р], но и свистящих, шипящих, соноров. Не стоит пугаться, если для разрешения проблем с языком специалист предложит хирургическое вмешательство. Порой оно просто жизненно необходимо.

Чтобы звук [Р] у ребенка зазвучал правильно и четко, надо подготовить для его появления основательную базу. И здесь на помощь нам придет артикуляционная гимнастика.

Начать работу следует с артикуляционных упражнений – упражнений для языка и губ. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые артикуляцией. Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо знать следующие правила:

  • Упражнения выполняются перед зеркалом.

  • На каждом занятии разучивается 2- 3 новых упражнения.

  • Главным требованием является выработка умения:

- удерживать нужную артикуляционную позу правильно в

течение определённого времени, например, под счёт от одного

до пяти;

- точно выполнять движения;

- следить за равномерным участием левой и правой половины

языка, губ в выполнении движений.


  • Дома занятия артикуляционной гимнастикой надо проводить ежедневно, в течение 5-7 минут 2 раза в день.

  • Если вы хотите, чтобы ребёнку не наскучили занятия, советуем для каждого упражнения подобрать весёлое название и нарисовать (приклеить) в тетради для занятий картинку-символ: «лошадка», «иголочка» и т. д.

  • Для занятий дома у ребёнка должно быть своё место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке.

Вот комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для успешной постановки звука [Р]:

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если язык узкий, похлопать по нему губами: пя-пя-пя, чтобы стал широким.

Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму и остатки оближу.

Качели. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

На качелях я качаюсь вверх – вниз, вверх – вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх – вниз, вверх – вниз.

Маляр. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Красить комнаты пора, пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.

Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл…(как индюк болбочет).

Лошадка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Я лошадка Серый Бок, Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу, Цок-цок-цок.

Если хочешь — прокачу! Цок-цок-цок.

Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись. Цок-цок-цок.

Грибок. Рот открыт, губы в улыбке, прижать широкий язык всей плоскостью к небу ( язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.

Я стою на ножке тонкой, я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой с бархатной подкладкой.

Гармошка. Рот открыт, губы в улыбке, прижать широкий язык всей плоскостью к небу ( язык присасывается) и, не опуская языка, открывать - закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается.

На гармошке чтоб сыграть, нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем, очень здорово играем.

Барабанщик. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Автомат. Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

Проделывая эти упражнения, ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению звука [Р].

Без подготовки приступать к постановке звука [Р] не только преждевременно, но и опасно. Часто бывает, что родители задаются целью: в рекордные сроки поставить ребёнку звук [Р], полагаясь только на собственные силы и умения. И в результате вместо звонкого и чистого звука [Р] получается глухой и рокочущий (велярный) или увулярный вибрант.

Любой учитель – логопед скажет: легче браться за постановку [Р] при его полном отсутствии, чем переделывать горловой или боковой звук.

И ещё один совет. Весь процесс работы над трудным звуком [Р] необходимо координировать с учителем – логопедом. А исправить дефектное звучание этого звука может только профессионал!

Используемая литература.

1. Архипова Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2010.

2. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей. СПб., 2012.

3. Герасимова А.С. Популярная логопедия. М., 2008.

4. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. М., 2008.

5. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь. Вентана-Граф, 2008.



Подготовила учитель – логопед Моргунова И.М.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей "Этот трудный звук Р"

Автор: Моргунова Ирина Михайловна

Дата: 29.06.2024

Номер свидетельства: 653814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК"  Как организовать «учебный» процесс?"
    ["seo_title"] => string(99) "konsultatsiiadliaroditielieirazvivaiemriechspomoshchiuskorogovorokkakorghanizovatuchiebnyiprotsiess"
    ["file_id"] => string(6) "292073"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455211251"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация для родителей «Воспитание ребенка в семье»"
    ["seo_title"] => string(55) "konsultatsiiadliaroditielieivospitaniieriebienkavsiemie"
    ["file_id"] => string(6) "265397"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449933173"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Консультация для родителей на тему: «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного  возраста»"
    ["seo_title"] => string(117) "konsultatsiiadliaroditielieinatiemuprofilaktikanarushieniizvukoproiznoshieniiaudietieimladshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300841"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456812694"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Консультация для родителей  «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»."
    ["seo_title"] => string(74) "konsultatsiiadliaroditielieipiervyiklassilikakpodghotovitriebienkakshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "324417"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462461562"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Консультация для родителей подготовительной группы "Как подготовить ребенка к школе""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_podgotovitelnoi_gruppy_kak_podgotovit_rebenka_k_shk"
    ["file_id"] => string(6) "634244"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1687418500"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства