Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей дошкольников "Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой"»
Консультация для родителей дошкольников "Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой"
Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведённая в условиях соответствующей предметно-развивающей среды детского сада.
Известно также, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличающихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью.
Использование игры как средства эколого-эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин: • Она даёт возможность развивать познавательные способности и речь ребёнка, способствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как в и других его направлениях; • Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы и общение с ней, походящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения; • Игра ставит взрослого и ребёнка в партнёрские отношения; • Все игровые действия предусматривают психологическую защищённость ребёнка, его эмоциональный комфорт; • Экологиче6ские знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребёнка.
Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности.
В работе по экологическому воспитанию детей важным является использование разных видов игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность.
На таких занятиях прежде всего необходимо уделять внимание следующим вопросам: - формированию понимания самоценности природы; - осознанию ребёнком себя как части природы; - воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости о личных симпатий и антипатий; - формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость; - пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей влечёт за собой другие изменения; - пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать; - формированию у детей желания сохранить окружающую среду; осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды; - усвоению основ экологической безопасности; - усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту.
Виды игровых обучающих ситуаци (ИОС)
Характер сюжетно-ролевой игры должен определяться логикой построения занятия, которое направлено на достижение дидактической цели. Ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. При использовании ИОС у детей возникают положительные эмоции как от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Проведение таких занятий требует больших усилий воспитателя, но компенсируется высокой обучаемостью детей.
Построение ОИС с игрушками аналогами. Это ИОС, построенные с привлечением игрушек аналогов, изображающих различные объекты природы – растений и животных. Построение ИОС с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним.
В подготовительной группе это различные ИОС (игрушечный зайчик, медведь) хочет узнать у детей, как звери готовятся звери в лесу к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных (лисы, волка, медведя и т.д.), от лица которых они рассказывают, как те готовятся к зиме.
С целью расширить представления детей о лесе, о том, как дикие животные проводят зиму в лесу, используется игровая ситуация «Школа мудрой совы». Для расширения представления детей о водном мире на занятии применяются ИОС «Школа морского царя», «Поможем дельфинёнку вернуться домой» и др. Использование литературных персонажей в ИОС.
В данном случае используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух и др.).
При создании ИОС нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях: • Красная Шапочка идёт через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах; • Айболит – доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения, проводит их профилактические осмотры. (Лучше если в роли Айболита выступает взрослый). Айболит учит детей внимательно осматривать растения, находит признаки их нездорового состояния, делать выводы о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления и т.д. Таким образом, роль доктора Айболита выполняет очень важную функцию для экологического воспитания – даёт образец правильного осмотра своих пациентов (обитателей живого уголка), определение состояния живых существ на основе различных внешних признаков. • Карлсон – шалун и любит поесть сладкое. Целью занятия является уточнение и расширение представления детей о луге как сообществе светолюбивых травянистых растений, цветки которых дают пищу для многочисленных насекомых, в т.ч пчёл, собирающих нектар. ИОС «Карлсон идее на луг за мёдом», «Карлсон устраивает беспорядок среди комнатных растений».
Вымышленные герои в ИОС Большой интерес вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком, хорошо знающим лес и его обитателей (знакомит детей с разными видами деревьев, о первых весенних цветах (садовых и полевых), взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце), зависимости их жизни о окружающей среды; расширение знаний о многообразии насекомых, формирование эмоционально-положительного отношения детей к природе и др.).
Игры в путешествие Традиционным является сюжет игры в путешествия. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Игры путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.
Например, игра путешествие «Посещение зоопарка». Дети могут принести в группу игрушки, изображающие различных животных, построить из конструкторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подготовить небольшие рассказы – каждый в своём животном. В ходе игры Деи узнают о животных, которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др.; о том, где в природе живут эти животные, почему их охраняют.
Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходи формирование осознанно-положительного отношения к ней.