Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Что должен знать ребенок в 3-4 года"»
«Что должен знать ребенок в 3-4 года»
Наверное, каждый современный родитель стремится, чтобы его маленький человечек был самым сообразительным, самым способным, самым находчивым, самым умным и еще много разных «самый». Мы уделяем максимум внимания его развитию, его обучению. Мы отвечаем на вопросы, которые он задает. Мы покупаем различные игры с увлекательными развивающими заданиями и т. д. Все это, безусловно, замечательно, здорово и полезно.
В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главные из которых «почему» и «зачем». И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка — это нормальный и важный показатель правильного развития.
Но как же понять, что малыш знает хорошо, что очень хорошо, а на что следует обратить внимание. Для этого необходимо владеть информацией о том, что должен знать ребенок 3-4 лет.
Физическое развитие
Физическое развитие ребёнка оценивают по трё м основным критериям: росту и весу, физическим умениям, двигательным навыкам.
Рост и вес
Рост и вес двух детей в возрасте трёх лет может значительно отличаться — эти физические параметры зависят от наследственных факторов и, в меньшей степени, от пола ребёнка и его образа жизни. В педиатрии «золотой серединой» для веса трехлётки считается 15 килограммов, для роста — 95 сантиметров.
Если рост вашего малыша меньше эталонных 95 сантиметров на 10% — это не повод для беспокойства, а, вероятнее всего, личная особенность развития. Но если рост вашего сына или дочери в 3 года меньше 85 сантиметров, стоит задуматься об исключении негативных факторов: попробуйте наладить режим питания крохи и организовать для ребёнка разумные физические нагрузки, предварительно проконсультировавшись с врачом.
В параметрах веса для ребёнка трёх лет допускаются отклонения в 20% в обе стороны от 15 килограммов. Если вес малыша меньше 12 или больше 18 килограммов — возможно, понадобится пересмотреть режим питания с учётом рекомендаций детских врачей.
Физические умения
3-х летний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, направления и т. д.
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
К 4-м годам ребенок может
• без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны;
• ударять мяч об пол и ловить его двумя руками(3раза подряд);
• прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;
• бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;
• лазать по гимнастической стенке;
• действовать с мячом: подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; ударять об пол и стараться поймать; бросать мяч в кольцо, подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать); пинать попеременно ножками вперед мяч; бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;
• двигаться вперед и назад с совершением поворотов;
• выполнять наклоны вперёд и назад не падая;
• управлять трёхколёсным велосипедом.
В 3 с половиной года ребенок уже умеет несколько мгновений стоять и ходить на носочках, некоторое время может устоять на одной ножке.
Во время игры или занятия он способен выполнить задание: перепрыгнуть черту на полу.
Физическое развитие ребенка в 3,5 года позволяет синхронно проделывать два разноплановых жеста, к примеру, топать ногами и хлопать руками.
Развитие мелкой моторики рук
В три-четыре года ребенок должен уметь :
перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т. п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
правильно держать в руке карандаш, кисть;
обводить простые легкие рисунки;
рисовать круги, линии, простые рисунки;
заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;
нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
В 3-4 года ребёнка необходимо :
учить действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по намеченному контуру;
учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;
учить лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой.
Гигиенические навыки самообслуживания
3-4-х летний ребенок
• владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета;
• аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива;
• при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой;
• умеет пользоваться носовым платком;
может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой);
• самостоятельно раздеваться, одеваться с помощью взрослого;
В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь :
- Мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;
- Ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;
- Укладывать кукол на полочки;
- Складывать грязное белье в бельевую корзину;
- Собирать мелкие предметы с ковра;
- Протирать пыль с доступных предметов;
- Поливать комнатные растения стоящие на подоконнике;
- Подметать полы при помощи детского веника.
И самое главное они с большим удовольствием делают это, подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: «А я уже взрослый!»
Социально-личностное развитие
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Ясам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться,включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т. п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым. Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Речевое развитие
В 3-4 года общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т. д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения.
Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета. В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке. Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.
Ребенок в возрасте 3 – 4 лет должен :
Понимать речь окружающих.
Использовать в речи от 500до 700 слов, строить фразы и предложения из 4-5 слов. Речь должна быть понятной.
Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
Находить предмет по описанию. Описать предмет.
Составлять простой описательный рассказ из 2-3 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
Понимать, употреблять, составлять слова – антонимы (теплый – холодный, низкий – высокий и т. д.).
Называть существительные в единственном и множественном числе (груша – груши).
Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
Читать наизусть небольшие стихотворения.
Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки. Рассказывать небольшие стихи
Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.
Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него).
С интересом рассматривает книжки, просит взрослых почитать. Помнит часть прочитанного рассказа.
Познавательная сфера
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие.
В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой», «самый маленький». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.