Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Безопасность ребенка в быту»»
Консультация для родителей
«Безопасность ребенка в быту»
Как только в семье появился малыш, родители должны быть максимально ответственны за его жизнь и здоровье. Необходимо создать все условия, что бы ребенку было безопасно и комфортно в быту и окружающей его среде. Родители, должны обеспечить малышу максимальный уровень безопасности, одновременно прививая навыки техники безопасности.
Несчастный случай может произойти, даже если рядом находятся взрослые. Если ночью нужно дать ребенку какое-либо лекарство, необходимо поставить его таким образом, чтобы не перепутать его ни с чем другим. Дети исследуют окружающий мир. При этом они все пробуют "на зубок". Познание окружающего мира в большом объеме происходит через рот. Необходимо убрать от ребенка все мелкие предметы и игрушки, которые легко могут оказаться во рту и быть проглоченными.
Нельзя недооценивать возможности ребенка. Чтобы обезопасить ребенка, опуститесь на корточки и посмотрите на ваш дом его глазами – вы удивитесь, сколько, много соблазнов для ребенка находится в поле его досягаемости. Именно поэтому, мойте полы только руками. Заодно уберите предметы, потенциально опасные для ребенка – свисающий шнур, мелкие предметы, которые можно проглотить.
Воспитывайте в детях чувство самосохранения. Не говорите просто «нет», объясняйте ребенку, в чем именно заключается опасность. Используйте конкретные понятия – это острое, горячее, жжется и т.п. Ребенок должен знать такие понятия. Дайте ему потрогать горячую чашку с чаем, повторив несколько раз, что это горячо. Уколите (несильно) пальчик иголкой или булавкой, объяснив, что это колется, острое.
В домашних условиях это сделать намного проще, чем вне дома.
Не запрещайте ребенку исследовать пространство вокруг себя, просто уберите все ценные вещи. И тогда не будет необходимости все время быть на чеку, и постоянно говорить «Нельзя, не трогай!». Ведь от постоянного контроля и запретов накапливается раздражение у родителей и у малыша.
Основные виды травм, которые дети могут получить дома, и их причины:
- ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня; - падение с кровати, окна, стола и ступенек; - удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.); - отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.); - поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.
Существует множество не дорогих приспособлений, которые помогут Вам обеспечить безопасность ребенка в быту.
Итак, чтобы избежать детской травмы, «принимаем меры»!!!
Гостиная.
• Закройте колпачками штепсельные розетки.
• Закрепите электрические шнуры так, чтобы на стольные лампы нельзя было опрокинуть на пол.
• Обеспечьте устойчивость торшеров или уберите их.
• Закройте покрышками панели управления низко стоящих телевизоров, видеомагнитофонов.
• Поставьте бьющиеся вещи вне досягаемости ребенка или же уберите их на несколько лет.
• Смените назначение открытых книжных полок, ведь дети любят отрывать обложки, рвать их.
• Уберите горшки с комнатными растениями.
Кухня/Столовая
• Пододвиньте стулья вплотную к столу, чтобы малыш не мог туда залезть.
• Поместите защелки на дверцы буфетов и шкафчиков с хрупкой посудой.
• Накрывая стол, ставьте посуду ближе к центру стола.
• Поднимайте или подворачивайте концы скатерти, так, чтобы за них нельзя было ухватиться или вообще снимите скатерть.
• Прячьте подальше ножи.
• Готовьте на задних конфорках плиты: ручки сковородок и прочей посуды должны быть обращены назад.
• Закройте ручки-переключатели на плите защитными колпачками.
• Держите мелкие предметы, которыми ребенок может подавиться вне досягаемости. Не забывайте при этом, что ребенок может влезть на кухонный рабочий стул.
• Пользуйтесь небьющейся посудой, когда ребенок находится рядом с вами.
• Держите пластиковые мешки и пакеты подальше от ребенка. Разливайте горячие напитки подальше от ребенка, не ставьте их на край стола.
• Выключите мелкие бытовые приборы. Уберите свисающие шнуры.
• Держите чистящие средства, растворители, отбеливатели, средство для мытья посуды и прочую «токсичную» химию вне досягаемости в закрытом шкафчике.
Ванная комната.
• Держите дверь ванной комнаты плотно закрытой.
Но если малыш все же пробрался туда, то:
• Кладите на дно ванны не скользящий коврик.
• Крышку унитаза держите опущенной, купите для нее специальный зажим.
• Спускайте воду из ванны немедленно после использования. Не оставляйте детей в ванной без присмотра.
• Пользуйтесь пластиковыми, но не стеклянными или керамическими мыльницами.
• Держите лекарства, бритвы, заколки, зубные эликсиры, косметику, духи, лак для ногтей и жидкость для снятия лака, ножницы, а также прочие опасные предметы вне досягаемости ребенка.
• Поместите особые предупреждающие картинки на стеклянных дверях на уровне глаз малыша.
• Держите окна надежно закрытыми,.
• Укоротите шнуры у штор и жалюзи так, чтобы ребенок не мог дотянуться до них.
• Если балкон закрыт неполностью, то обнесите сеткой балконные ограждения так, чтобы ребенок не мог протиснуться между прутьями.
Любознательность малыша – это не порок, это «прорыв во внешний мир», развитие ребенка, но в то же время это также и большая тревога родителей. Как бы нам хотелось уберечь своего малыша от любых неприятностей! Любой опытный родитель знает, что невозможно вырастить ребенка без единого синяка, ссадины или царапины. Главное – помнить одно несложное правило: «Лучше предупредить, чем лечить».
Профилактика детского травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению в быту необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних детей грамотных и дисциплинированных пользователей бытовыми благами.
Сотрудничество с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил поведения в быту может произойти происшествие.
К сожалению, родители сами зачастую демонстрируют отсутствие культуры поведения в быту и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не дает эффекта. Только терпение и настойчивость являются эффективными средствами, которыми необходимо запастись всем взрослым ради спасения жизни и здоровья своего ребёнка. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого в быту приводит к таким же явлениям и у детей.
Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о поведении в быту не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение правил должно быть доведено до автоматизма, т.е. принятие решения в сиюминутной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения в быту.
Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности поведения в быту, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.
Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.
Направления работы с родителями по профилактике детского травматизма:
- привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил безопасного поведения в быту и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков;
- выработка плана совместных действий;
- пропаганда безопасного поведения в быту средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения детей дома;
- повышение уровня компетентности взрослых в знании правил безопасного поведения в быту;
- ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия детьми информации по основам безопасности поведения;
- активизация участия родителей в педагогическом процессе ДОУ: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;
- приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице ДОУ;
- ознакомление с результатами мониторинга динамики детского травматизма в быту в районе, городе, крае;
- изучение общественного мнения по проблемам безопасности поведения в быту и реализации мероприятий по профилактике травматизма;
- привлечение к проведению пропагандистских кампаний, направленных на формирование устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
- повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ;
- совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи по профилактике детского травматизма.
Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам безопасного поведения в быту.
Большое внимание в ДОУ должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Только в тесном содружестве ДОУ и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения дома на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка быть аккуратнее в быту станет у детей нормой поведения.
Организуя столь важную работу по профилактике детского бытового травматизма с родителями воспитанников нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми изготовление атрибутов и пособий для занятий, игр повышает их ответственность.
Содержание уголков для родителей по изучению правил безопасного поведения в быту.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя дома одни некомфортно.
Уголок может быть оформлен так:
- единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см);
- набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации;
- книжка-раскладушка.
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги.
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам безопасного поведения в быту, уголок для родителей должен содержать:
1. информацию о состоянии бытового травматизма в городе;
2. причины бытового травматизма с участием детей;
3. рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению в быту;
4.перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний;
5. рассказы детей о поведении в быту.
Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения в быту.