Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей»
Консультация для родителей на тему :
«Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Уважаемые родители, обращаем ваше внимание на важные моменты при развитии у ребенка навыков самообслуживания. К навыкам самообслуживания для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет относятся такие, как:
1. Навыки опрятности :
1. При небольшой помощи взрослых уметь пользоваться: носовым платком, полотенцем, горшком, расческой, салфеткой.
2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
2. Навыки приёма пищи :
1. Жевать с закрытым ртом.
2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в не еду, поднести ко рту).
1. Умение надевать (снимать) различные предметы одежды в определенной последовательности при небольшой помощи взрослых.
2. Расстегивание и застегивание пуговиц, липучек, ремешков, кнопок, молнии на одежде и обуви при небольшой помощи взрослых.
4. Навык садиться на горшок, слышать потребности организма
Формирование этих навыков не происходит само по себе, их надо развивать у ребенка с раннего возраста. Все родители понимают необходимость развития данных навыков, но не всегда знают, как эти навыки развивать. Вашему вниманию мы предлагаем самые простые и доступные приемы во взаимодействии с ребенком по развитию у него навыков самообслуживания.
Приемы по развитию навыков опрятности, культурно-гигиенических навыков
1) Показ взрослым выполнения каждого действия и их последовательности. Например: «Посмотри малыш, как я буду вытирать руки. Я сначала возьму полотенце…» Очень важно при обучении приемам умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Не нужно бояться несколько раз показать и объяснить ребенку, что и как делать.
2) Чтение художественных произведений, рассматривание к ним иллюстраций: Чуковского К. И. «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допь т», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша-растеряша». Проговаривайте с ребенком положительные и отрицательные примеры, поступки героев прочитанных произведений, воспитывайте на положительных примерах.
3) Чтение потешек. Они вызывают у детей желание выполнять действия, описываемые в них. Например: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки. Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!». «В кране булькает вода, Очень даже здорово! Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребенка). «Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! Выходи водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-нем-нож-ку! Нет, не понемножку – посмелей, будем умываться веселей!». «Носовой платок в кармашке (достаем платок из кармашка, будем нос им вытирать (показываем действия с платком, чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убираем платок в карман)»
4) Игры с любимыми игрушками ребенка. Например: игра «Делаем прическу» : взрослый показывает ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит попробовать это сделать самому. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла. Игра «Юный доктор» : взрослый показывает ребенку куклу и говорит «Вот кукла Маша заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!»
Условия, необходимые для развития культурно - гигиенических навыков :
1. Постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика. При покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма.
2. Отдельная мыльница с туалетным мылом, можно жидкое мыло
3. Удобное место для полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца: 40- 50 см в ширину, 50-70 см в длину.
5. Детская расческа, красивые резиночки, заколки, бантики для волос.
6. Снимать дома памперсы, высаживать на горшки каждые 40 минут, каждый час, аккуратно ругать за мокрые штаны
7. Отучить от бутылок, сосок, сосания груди, перед приходом в детский сад.
Приемы по развитию навыков приема пищи, пользования столовыми приборами:
1) Пример взрослых и показ действий с пояснением. Например, обедая за одним столом с ребенком, учите, как правильно кушать, как держать ложку, чашку, хлеб, пережевывать пищу, предлагайте взять ложку так, как это правильно делаете вы.
2) Побуждение. Ребенок всему только учится, и все то, что он как будто умеет делать, еще освоено недостаточно. Если он ест неаккуратно, неправильно держит ложку, то не следует фиксировать его внимание на неправильном, а лучше сказать так: «Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т. п.
3) Чтение потешек. Например: «На моей тарелочке Рыженькая белочка. Чтоб она была видна Все съедаем до конца». «Если так держать, то с ложки Будут падать капли, крошки. Так держи, Сережа, ложку (показать, Набирай по-нем-нож-ку!»
Условия, необходимые для развития навыков приема пищи, пользования столовыми приборами:
1. Стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-19 см). При необходимости под ноги сделать подставку.
2. Небольшого размера столовые приборы (детские) : тарелка, чашка, вилка, ложка. 3. На доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным ломтиками, салфетница с бумажными салфетками.
5) Стихотворные инструкции. Например: -
Раздеваемся перед сном: «Пообедали сейчас - впереди у нас сон-час, мы футболочку снимаем, спинку стула украшаем, сверху шорты и носки, вот какие молодцы!»