| Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя. При определяющей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению нарушений развития, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Среди них: - развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении; - развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия; - совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей; - уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах; - закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий; - формирование диалогической и монологической речи; - закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза; - подготовка детей к письму, формирование графических умений; - устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии; - закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога; - сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи; - формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения; - обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений. Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня. Обязательными его компонентами являются: · Артикуляционная гимнастика Она может быть проведена в форме игры-сказки «Прогулка Язычка», в сопровождении стихов и загадок, картинок-символов и театра пальчиков и языка. · Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте – 2-3 игры. · Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2-3 игры. · Развитие мелкой моторики пальцев рук. Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: 1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; 2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; 3. рисование по шаблону; 4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку; 5. волшебные палочки (раскладывание картинок по образцу и по памяти); 6. разрезные картинки; 7. мозаика; 8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»; 9. игры со шнурами и камешками; 10. "Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д. 11. пальчиковый театр, теневой театр; 12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц. У детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно-следственные связи). Индивидуальная работа по закреплению речевых навыков (домашние тетради детей). Количество этих компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. Игровой комплекс на каждый день необходимо выстроить так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе игр формируются и закрепляются не только знания, умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность. Весь игровой комплекс должен занимать 60 минут. |