kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов «Воспитательные, развивающие и обучающие задачи в чем разница и как их правильно формулировать»

Нажмите, чтобы узнать подробности

При планировании педагоги соблюдают дидактические принципы, один из которых - прининцип единства воспитательных, образоваельных и развивающих задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Воспитательные, развивающие и обучающие задачи в чем разница и как их правильно формулировать»»









Консультация для педагогов

«Воспитательные, развивающие

и обучающие задачи: в чем разница и как их 

правильно формулировать»



























При планировании педагоги должны соблюдать дидактические принципы, один из которых — принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач образования детей дошкольного возраста. То есть педагогам необходимо планировать образовательную деятельность и решать все три группы задач комплексно.

Для одного занятия или образовательной ситуации формулируйте не более трех задач каждого типа.

В чем особенность обучающих задач?

Обучающие задачи отвечают на вопрос: чему учить детей на конкретном возрастном этапе. Однако, чтобы сформулировать данную группу задач, вместо глагола «учить» лучше писать «способствовать», «приобщать», «формировать».

Формулировка обучающей задачи зависит от характера занятия, которое планирует педагог. Это может быть занятие по новой теме, на котором педагог сообщает детям новые знания, тренировочное или итоговое занятие. Также важно учитывать вид занятия: традиционное, комплексное, интегрированное.

Обучающие задачи могут быть направлены, например, на то, чтобы вовлечь детей в активный познавательный процесс, организовать индивидуальную и групповую формы деятельности детей, выявить умения детей работать самостоятельно. Поэтому и формулировки будут соответствующими.

Пример

Обучающие задачи занятий, бесед, разговоров, наблюдений, где педагог сообщает детям новое знание, можно формулировать так:

  • «Расширить знания о…»;

  • «Обогатить представления детей о…»;

  • «Уточнить…»;

  • «Систематизировать…" или «Совершенствовать…»

К этим задачам можно отнести формирование у детей представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, приобретение навыков в рисовании, лепке и т. д.

Обучающие задачи тренировочных или итоговых занятий можно формулировать так:

  • «Актуализировать знания детей о…»;

  • «Закрепить в самостоятельной деятельности умение…»;

  • «Обеспечить возможность применить на практике полученные знания о…»;

  • «Расширить знания детей… через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности…»;

  • «Содействовать усвоению… (либо овладению…);

  • «Закрепить…» либо «Обобщить…».

Таким образом, для обучающих задач итогового занятия подойдут глаголы «закрепить», «обобщить», для тренировочного — «отработать», «совершенствовать», для сообщения нового материала — «расширить», «обогатить», «совершенствовать». Для одного развивающего занятия или образовательной ситуации необходимо формулировать не более двух-трех обучающих задач, чтобы они были выполнимыми.

Обучающие и образовательные задачи — не одно и то же

Понятие «образование» уже включает в себя «обучение» и «воспитание» (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому правильнее выделять три вида задач: развивающие, воспитывающие, или воспитательные, и обучающие, а не образовательные, как их называют некоторые педагоги. В методических разработках допустимо указывать две группы задач: образовательные и развивающие. Тогда образовательные задачи будут включать в себя и обучающие, и воспитывающие. Задачи должны указывать на изменения, которые произойдут с детьми после занятий.

Как определять развивающие задачи?

Чтобы правильно сформулировать развивающие задачи образовательной деятельности, педагоги должны понимать, что такое развитие. Это индивидуальный процесс качественных и количественных изменений личности ребенка, который происходит на основе генетических или приобретенных свойств. Поэтому развивающие задачи отвечают на вопрос: что педагог будет закреплять, уточнять, как будет развивать конкретные свойства и психические функции детей: мышление, память, воображение, внимание и т.д.

Педагоги могут развивать у детей общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос, ритм, темп и интонацию речи, способность логически излагать свои мысли, способность быстро бегать, прыгать на одной, двух ногах. Также педагоги могут направить свои педагогические усилия на то, чтобы развивать у воспитанников интерес к предмету разговора, творческие способности, поисковую активность или стремление к новизне. То есть развивающие задачи могут быть самыми разными в зависимости от уровня развития у детей конкретных навыков и умений.

Пример

Педагог формулирует развивающую задачу в зависимости от того, насколько хорошо у детей сформирована та или иная функция или ее компоненты. Если у большинства детей в группе функция, над которой планирует работать педагог, еще





не сформирована, то задача будет начинаться со слов: «Начать работу по развитию…». Если функция недостаточно сформирована или нужно закрепить какой-либо навык, то формулировка будет звучать так:

  • «Продолжать развивать…»;

  • «Продолжать формировать…»;

  • «Совершенствовать…»;

  • «Способствовать развитию…».

Чем отличаются воспитательные задачи?

Воспитание — это специально организованное взаимодействие педагога и детей, которое направлено на то, чтобы духовно развивать дошкольников, помогать им накапливать социальный опыт, формировать у них личностные качества.

В ходе решения воспитательных задач педагоги формируют у детей такие личностные качества, как трудолюбие, патриотизм, гражданственность, взаимоуважение, создают оптимальные условия для развития и саморазвития дошкольников, прививают им правила поведения в обществе, нормы морали, закона, бережное отношение к природе, окружающей среде, национальным традициям (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).



Воспитательные, или воспитывающие задачи образовательной деятельности отвечают на вопрос: какие личностные качества педагог формирует у детей на данном этапе. Формулировка задач зависит от того, насколько хорошо у детей сформировано то или иное качество, над которым педагог работает.



Пример

Если качество у дошкольников не сформировано, то задача будет начинаться со слов: «формировать…», «воспитывать…». Если качество недостаточно сформировано для возраста детей, то в формулировке задачи — это можно отразить так: «продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать…» и их аналогами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Скоркина Наталья Анатольевна

Дата: 28.03.2022

Номер свидетельства: 603522


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства