Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов«Влияние произведений малого фольклорного жанра русского народа на развитие личности ребёнка дошкольного возраста.»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА
Консультация для педагогов
«Влияние произведений малого фольклорного жанра
русского народа на развитие личности ребёнка
дошкольного возраста.»
Воспитатель: Ремизова О.В.
Волгодонск 2024г.
Дошкольное детство время первоначального становления личности.
Развитие личности происходи: по двум направлениям: социализации
(присвоении общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятом решении и в организации своей деятельности).
В основе развития личности лежит гармоничное развитие чувств.
Чувство- особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребности человека.
Воспитание гуманных чувств детей дошкольного возраста связано с формированием у них этических представлений обобщённых и дифференцированных (что, значит, быть хорошим, добрым, справедливым,
честным, чутким и т.п.).
Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать.
Сочувствие одно из первых пробуждающихся у дошкольников
гуманных чувств
Сочувствовать - значит понимать чувства и мысли другого человека,
Переживать то, что переживает он.
Важно чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребёнка пробуждалось чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, желание участвовать охране окружающей среды.
Воспитание у детей эмоционально- положительного отношения к окружающему имеет большое значение для формирования гуманных
чувств ребёнка его нормального развития.
Важно чтобы в дошкольном возрасте дети испытывали максимум положительных эмоций.
Создание жизнерадостной обстановки вокруг детей одно из важных условий успешного развития гуманных чувств.
Произведения малого фольклорного жанра активно воздействуют на чувства и разум детей, развивают их восприимчивость, эмоциональность.
При чтении произведений малого фольклорного жанра дети начинают понимать красоту образного языка, становятся чуткими к художественному слову.
Детям дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что способствует пробуждению сопереживания.
Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее Произведения малого фольклорного жанра развивают эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, учат сострадать человеку, животным, растениям.
Положительные персонажи произведений малого фольклорного жанра вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать.
Ценность произведений малого фольклорного жанра в том, что они
дают представление о дружбе, доброте, честности, справедливости,
приобщают к миру человеческих ценностей.
Дети, знакомясь с пословицами и поговорками, узнают, что народ
создал меткие и короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие.
Содержание пословиц становится для детей понятным, когда налицо есть иллюстрирующий факт. Например, пословица: « Хочешь есть калачи, не лежи на печи» используется если кто- то из детей не хотел одеваться, а
гулять собирался. Пословица: « Что делают наспех, то и делают насмех»
используется, в случае если дети торопятся, быстро и небрежно что- либо делают.
Потешка привлекает детей своей формой, яркими поэтическими образами, вызывает у детей положительные эмоции, воздействует одновременно на развитие сознания, формирует этические представления.
Само содержание потешки уже воспитывает. Например слушая потешку « Сорока-белобока» дети начинают осмысливать содержание её
кто работает, тот и кашу получил, а
Он по воду не ходил
Дрова не рубил
Печку не топил, Кашу не варил-
значит и не получил ничего.
Произведения малого фольклорного жанра используются в работе
С детьми дошкольного возраста как средство создания положительной эмоциональной атмосферы, установления дружеских взаимоотношений между детьми.
В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения образны, сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей.
В работе с детьми используются произведения малого фольклорного жанра для воспитания гуманного отношения к природе.
Произведения малого фольклорного жанра несут « Экологическую» информацию», дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношениях людей с животным и растительным миром.
Прибаутки о животных способствуют воспитанию доброго отношения к животным. Знакомые детям образы становятся ярче,
подкреплённые меткими народными словом.
Произведения малого фольклорного жанра рассказывают о красоте природы, учат видеть прекрасное когда идёт снег или светит солнце, когда зеленеет трава, обогащает речь детей народными выражениями, поэтическими оборотами: « травушка- муравушка», « трава- шёлковая»,« зимушка-зима».Произведения малого фольклорного жанра рассказывают красоте родной природы, воспитывают чувство любви к родной природе, знакомят детей с Родиной.