Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов " Трудовое воспитание дошкольников на основе формирования патриотизма".»
Трудовое воспитание дошкольников на основе формирования патриотизма.
Автор: Нестерова Елена Юрьевна
Организация: МКДОУ «Селезянский детский сад «теремок».
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачев
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, тематических, музыкальных, физкультурных, на занятиях по изо. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Формы работы
Целевые прогулки, экскурсии
Театрализованная деятельность
Подготовка и проведение патриотических праздников
Образовательная деятельность
Тематические занятия на патриотическую тему
Выставки
Создание проектов
Оформление развивающей среды
Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
Взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:
- уважай старших и люби их;
- позаботься о младших в семье;
- помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;
- дорожи всеми своими родственниками;
- помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.
Семья, формирует у дошкольников положительное отношение к разным видам труда: самообслуживанию, хозяйственно – бытовому труду, труду в природе и ручному труду, одновременно развивает профессиональную направленность детей. То, как отзываются родители о своей профессии, воспитывают ли уважение и любовь к ней у ребенка, в будущем может оказать влияние на выбор им профессии.
Ознакомление детей в семье с трудом родителей, бабушек, дедушек, как эталоном действительности, которую должен освоить ребенок, беря со своих любимых родных пример, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых. У ребенка есть естественное желание помогать маме и, если не отбить это желание, у малыша с малых лет будет формироваться забота о близких, оказание помощи и желание прийти на выручку, что воспитывает личность ребенка, трудолюбие и ответственность. Получая в семье знания о взаимоотношениях в семье, взаимовыручке малыш переносит это в игровую деятельность, что в свою очередь формирует и воспитывает нравственное отношение к миру.
Труд маленького ребенка несложен, однако, он необходим для формирования его личности. Для ребёнка очень важен результат труда. Таким результатом может быть, как материальный объект (изготовленный ребенком предмет, поделка, выращенное растение); видимое улучшение качества объекта (постиранное кукольное белье, почищенная клетка птицы), так и логическое решение какой-то задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания).
Очень важную роль при этом играет позитивная оценка результатов деятельности ребёнка воспитателем и другими детьми. Привлечение детей к самостоятельному посильному труду и наблюдение за трудом взрослых, а также объяснение его значения в жизни людей очень важны в воспитании и привитие желания участвовать в различных видах труда.
В беседах, играх, индивидуальной работе добиваемся, чтобы дети младшего возраста знали названия своей улицы и той, на которой находится детский сад. Дошкольников постарше знакомим с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, клуб, почта, парк Победы, приют, администрация. Рассказывать об их назначении и пояснять, что всё это создано для людей.
Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, социальным объектам, созданным людьми.
Приобщая детей к истории и природе края, труду тех, кто жил здесь раньше, чем они занимались, как вели хозяйство, какие предметы быта использовались и как создавались.Стараемся привить им понимание того, что без вкладывания своего труда не может быть развития культуры народа.
Одним из самых замечательных творений рук человека является народный костюм. Он занимает важное место в истории формирования бытовой культуры народа. Изготовление тканей, пошив одежды было очень трудоёмким и кропотливым делом. При знакомстве детей с русским народным творчеством обговаривается, кто принимал участие в его изготовлении, а также в создании орудий труда и предметов быта, которые изготавливались из глины, дерева, бересты, прутьев и соломы. Трудно перечислить все виды народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя их в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино не только нравственные и эстетические начала, но и красота. Всё это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Сотрудничество с родителями (законными представителями) в воспитание дошкольников также важная часть работы, т.к. и активное содействие и участие в трудовом воспитании своих детей принесет двойную пользу в воспитании подрастающего поколения.
Таким образом, в современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится трудовое и патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории, культуре, труд на ее благо каждого человека может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.
Дошкольный возраст – фундамент для общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому начинать воспитание патриотизма следует с дошкольного возраста, когда начинает формироваться личность, когда человек открыт миру и готов принимать его таким, каким преподносят ему этот мир взрослые. Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня.