kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейное чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи»»

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад №441 «Карусель»

630136, г. Новосибирск, ул. Киевская 21/1, тел/факс: 341-91-88







Консультация для педагогов

«Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи»











Подготовила:

Фрай Марина Владимировна (воспитатель, высшая квалификационная категория)







Новосибирск

Для начала давайте дадим определение термину «Семейное чтение».

Семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др).

Что об этом говорят знаменитые люди?

«Семейное чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи».  О пользе чтения вслух говорил русский педагог К. Д. Ушинский: «…необходимо приучать детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать услышанное».

Какой же должна быть книга для семейного чтения?

«Семейное чтение — это атмосфера. А книга может быть любой. Хоть поваренной. Кстати, ее и вправду интересно и весело читать всей семьей» - говорит поэт Михаил Ясонов.

Дети любят, когда им читают. Именно от родителей малыши слышат первые сказки и стихи, потешки, колыбельные.

И, если родители уделяют время для чтения ребёнку, то книга станет для него лучшим другом, а это очень важно. И вот почему:

  • чтение книг расширяет представление ребёнка о мире вокруг;

  • знакомит с природой и предметным миром;

  • влияет на формирование читательских интересов ребёнка;

  • расширяет словарный запас и развивает память, образное и логическое мышление, фантазию, воображение.

Ведь, как говорили, «Читателями на всю жизнь становятся те дети, которым постоянно читали в детстве вслух, рассказывали сказки. А ещё – книгу любят те дети, чьи родители любят читать».

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально более уравновешены и уверены в себе.

Во время семейного чтения:

  • дети чувствуют близость, защищённость, безопасность;

  • у детей формируется понятия «добра» и «зла», «дружбы» и «предательства», сочувствия», «долга», «чести»;

  • при семейном чтении ребёнок эмоционально развивается, преодолевает собственные страхи;

  • слушая и обсуждая книгу, ребёнок примеряет на себя различные модели поведения: как стать хорошим другом, как достичь цели, как разрешить конфликты.

Основная роль родителей в семейном чтении должна отводится тому, чтобы сравнить ситуации из сказок или рассказов с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни с ребёнком. Семейное чтение может выливаться в семейное творчество: сочинительство сказок, иллюстрирование, постановка домашних спектаклей.


Формы побуждения интереса детей к чтению в семье:

  • Выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка.

  • Пробуждение интереса ребёнка к чтению через кинематограф, мультипликацию. Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных средств массовой информации, – это поколение аудиовизуалов, людей, воспринимающих мир преимущественно глазами и ушами, а не другими органами чувств. Ребенку легче и приятнее посмотреть кинофильм или мультфильм, чем прочитать книгу, по которой этот фильм или мультфильм снят. Но, взрослым знаком и другой эффект: фильм, как правило, оказывается менее интересным, чем лежащая в его основе книга. Предлагая ребенку сравнить кинофильм и книгу (или, в другом порядке, книгу и кинофильм), можно организовать индивидуальное или групповое обсуждение вокруг сравнения, можно спровоцировать интерес ребенка к чтению.

  • Обмениваться впечатлениями о прочитанном, спорить, соглашаться и не соглашаться друг с другом. Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим. Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребёнок ещё слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена, навряд ли, можно читать детям, так как эти книги были написаны для его друзей, взрослых и сформировавшихся личностей. Каждая книга должна учить ребёнка, воспитывать его. Когда ваш ребёнок подрастёт, научится сам читать – не бросайте читать вслух, читайте с ним вместе. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

  • Когда дети становятся старше  и возможностей для того, чтобы собраться и почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения — самостоятельного прочтения с последующим обсуждением.

Если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае — не в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать. Разговаривать о прочитанном нужно так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах.

В этом и заключается волшебная сила художественной литературы, которая предоставляет нам возможность почувствовать себя в самых разнообразных образах и вместе с литературными героями переживать их жизненные коллизии, радоваться, огорчаться. По сути — это ролевая игра, где каждому предоставляется возможность прожить какое-то время жизнью и мироощущением другого человека.

«Вспоминая своё детство, ребёнок обязательно вспомнит часы совместного чтения и задушевные беседы, и это согреет его сердце».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фрай Марина Владимировна

Дата: 18.01.2024

Номер свидетельства: 644154


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства