Консультация для педагогов "Развитие речи детей через ознакомление с природой родного края"
Консультация для педагогов "Развитие речи детей через ознакомление с природой родного края"
Природа родного края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Развитие речи детей через ознакомление с природой родного края"»
Консультация для педагогов «Развитие речи детей через ознакомление с природой родного края»
«Каждый шаг ребёнка должен быть
путешествием к истокам мышления
иречи– к чудесной красотеприроды»
В. Сухомлинский
Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи. Ведь на сегодняшний день одна из актуальных проблем в дошкольном воспитании, является развитие речи. К сожалению, вслушиваясь в речь детей видно, как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.
Природа родного края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.
Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.
Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.
Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п.
Одними замечаниями “говори правильно” дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.
Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.
Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.
Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Понимая важность развития речи детей, прежде всего, определяются основные направления работы:
создание развивающей речевой среды;
освоение методов и приёмов обучения;
составление комплексно - тематического плана;
диагностика и учёт уровней речевого развития каждого ребёнка;
взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу
Работа по развитию речи – это непрерывный процесс, связанный со всеми режимными моментами.
Методические приёмы
1. Составление перспективного плана, который отражает работу на месяц с детьми.
2.Работу по развитию речи строить по принципу сезонности, с учётом возрастных особенностей.
3. Подбор и изготовление различных видов игр (дидактические, игры-фантазии, игры-драматизации, игры-забавы, настольно-печатные игры, строительные игры, подвижные, хороводные, народные игры нашего края). Пальчиковые игры, игры с природным материалом, мозаикой влияют на грамматической строй речи, поскольку упражнения мелкой моторики рук активизируют речевые зоны головного мозга.
4. В совместной деятельности детей привлекать к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, использовать этические беседы, создавать ситуации о нормах поведения в природе.
5. Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных слов и фраз использовать чистоговорки, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе, потешки, считалки, стихотворения поэтов- вологжан,. При знакомстве с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество) речи.
6. Использование альбомов с фотографиями, отображающих природу родного края. В рассказывании по фотографии, картинки дети составляют небольшие рассказы и учатся сочинять рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием фотографии).
8.Пересказывание литературных произведений, для развития связной речи детей.
9. Использование наглядного материала (рисунки, иллюстрации). При знакомстве с многозначными словами (игла, лапка и др.) Например, находить на картинке предметы, которые назывались одним словом “игла” (швейная игла, игла у ежа, ёлки, сосны). Кроме того, дети знакомятся с происхождением некоторых слов (например, почему грибы называются подберёзовик, мухомор).
10. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, д/игры на прогулке, когда расширяются и уточняются конкретные представления о характерных признаках времён года, растениях, животном мире и др. Важно не только помочь ребёнку заметить,что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление.
Родители, воспитывающие своих детей, часто не задумываются над вопросом развития речи детей. Для того чтобы помочь родителям разобраться в данном вопросе, вовлекать их во все виды деятельности.
Природа родного края — неиссякаемый источник для познания, обогащения и развития речи. Ребенок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает. Однако, способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, её необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасного в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребёнка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного.
Таким образом, понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе детьми необходимо восхищаться и любоваться поэтическими образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца, тем самым развивая речь, как необходимый инструментарий в дальнейшей жизни ребенка.
Литература:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы » под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в новой редакции 2016 год.Николаева С.Н. Программа “Юный эколог”. Творческий Центр. Сфера. М., 2003. 3.Рыжова Н.А. “Наш дом – природа”. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.4.Поваляева М.А. Развитие речи детей при ознакомлении с природой. Р-н/Д.: Феникс, 200