kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов "Предметно-развивающая среда с учетом ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Н.Новоселова).

«Среда необходима для оптимального саморазвития личности» (Ж.Ж.Руссо).

Селестен Френе же считал, что только благодаря среде ребенок сам развивает свои индивидуальные способности и возможности.

Роль взрослого в правильном моделировании среды, которая будет максимально способствовать развитию личности ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Предметно-развивающая среда с учетом ФГОС"»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 441 "Карусель"











Консультация для педагогов



«Предметно-развивающая

среда с учетом ФГОС»









Подготовила:

Фрай Марина Владимировна

воспитатель высшей

квалификационной категории






г. Новосибирск

ФГОС дошкольного образования разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ с учетом конвенции ООН о правах ребенка.

В Стандарте заложены основные принципы и одним из них является «…реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…», так как основным видом деятельности детей является игра, то и основная форма работы – игра. Поэтому особое внимание должно уделяться предметно-развивающей среде.

Предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Н.Новоселова).

«Среда необходима для оптимального саморазвития личности» (Ж.Ж.Руссо).

Селестен Френе же считал, что только благодаря среде ребенок сам развивает свои индивидуальные способности и возможности.

Роль взрослого в правильном моделировании среды, которая будет максимально способствовать развитию личности ребенка.

Современные педагоги (Короткова, Михайленко) считают, что «пространство, его насыщенность должны претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей».

Поэтому в ФГОС возникли требования к предметно-развивающей среде.

  1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

  2. Доступность среды (помещения) для осуществления образовательного процесса.

  3. Свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивающие основные виды деятельности.

  4. Необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную деятельность детей.

  5. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок мог заниматься любимым делом. Оборудование размещается по секторам, что позволяет детям объединяться в подгруппы по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментальная.

  6. Развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружины, весы, мензурки, микроскопы.

  7. Большой выбор природных материалов.

  8. Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек.

  9. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колесиков, ленточек).

  10. В старших группах эти материалы способствуют овладению чтением и математикой: печатные буквы, слова, таблицы с цифрами, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с буквами и цифрами. Также материалы, отображающие школьную тематику (картинки, принадлежности, атрибуты). Энциклопедии, журналы.

Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Предметно-развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником знаний и социального опыта.

Создавая предметно-пространственную среду необходимо помнить, что среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную функцию. Но самое главное – среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся (пополняющейся и обновляющейся):

  • гибкое и вариативное использование пространства;

  • форма и дизайн предметов обеспечивает безопасность ребенка;

  • легко сменяемые элементы декора;

  • место для детской экспериментальной деятельности;

  • цветовая палитра в теплых пастельных тонах;

  • предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возраста, периода обучения, образовательных программ.

При создании предметно-развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными в ФГОС ДО.

Принцип полифункциональности: предметно-пространственная среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, то есть должна быть многофункциональной.

Принцип трансформируемости предоставляет возможность изменений, позволяющих по ситуации внести на первый план ту или иную функцию пространства.

Принцип вариативности предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность.

Принцип доступности: среда обеспечивает свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Принцип насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям детей.

Принцип безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Игрушки должны обладать следующими качествами:

  • Гендерная специфика (как общее, так и специфичное).

  • Полифункциональность (способствовать развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления).

  • Возможность применения игрушки в совместной деятельности (инициировать совместные действия).

  • Дидактическими свойствами (некоторые электрифицированные и электронные игрушки и игры).

  • Принадлежностью к изделиям художественных промыслов.

  • Должно учитываться количество детей, площадь группы.

  • Подбор материалов для сюжетной игры и игры с правилами.

Следует всячески ограждать ребенка от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия, вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры, сверстникам, взрослым, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью, насилием, вызывают интерес к проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для педагогов "Предметно-развивающая среда с учетом ФГОС"

Автор: Фрай Марина Владимировна

Дата: 16.10.2024

Номер свидетельства: 657814


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства