Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию»
Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию»
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, умением себя обслужить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Звездочка» п. Первомайский
Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию»
Подготовила воспитатель: Хилкова Т.В.
2024г.
Предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, умением себя обслужить.
Целью трудового воспитания является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи
· Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
· Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
· Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
Виды труда дошкольников
· Самообслуживание.
· Хозяйственно-бытовой труд.
· Труд в природе.
· Ручной труд.
Формы организации труда
· Поручения.
· Дежурства.
· Коллективный труд (общий, совместный).
Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.
В старшей группе добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе
Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда.
Уголок дежурства по столовой:
- фартучки, косынки, пилотки.
- стенд для фотографий или картинок детей;
Уголок дежурств по уголку природы:
- стенд для картинок или фотографий;
- фартуки клеенчатые, тканевые,
- палочки-рыхлители,
- пульверизаторы мелкие и крупные;
- тряпочки для протирания крупных листьев;
- большая клеенка на стол для работы с цветами;
- перчатки тканевые на 2 младшую группу для протирания растений;
лейки на 2-3 ребенка;
- модели: в старшей и подготовительной группе каждого комнатного растения; последовательности ухода за растением, особенности ухода за светолюбивыми, влаголюбивыми, теневыносливыми растениями; модель посадки огорода на окне;
- дневники наблюдений на каждого ребенка в старшей и подготовительной группе; на группу в средней и 2 младшей;
- модель последовательности перевалки и пересадки растения;
-модель черенкования растения.
Уголок хозяйственно-бытового труда:
- фартуки на подгруппу детей тканевые и клеенчатые;
- клеенка большая на стол;
- тазик для протирания пыли и мытья игрушек;
- тряпочки для протирания пыли на подгруппу;
- модель последовательности работы в группе (хозяйственно-бытовой труд);
- модель трудового процесса: 5 этапов: планирование (что), последовательность (с чего начинаем и чем заканчиваем), способы (как), методы и средства (чем), результат (что получится).
Уголок дежурств по занятиям (старшая и подготовительная группа):
- стенд с фотографиями или картинками детей,
- модель оценивания качества работы дежурных (самооценка и оценка сверстников),
- модель или алгоритм последовательности подготовки столов к разным видам занятий,
- модели на дверцы шкафов с обозначением находящихся там предметов и дидактических наборов для занятий (эмблемы материала по экологии, изодеятельности, математике, грамоте и т.д.),
- алгоритм действий дежурного по уборке материалов после занятия по лепке, рисованию, математике.
Уголок ручного труда (старший дошкольный возраст):
· подборка сухих листьев и веток для изготовления;
· набор для рукоделия (для девочек),
· набор для столярных и плотницких работ (для мальчиков),
· наборы бумаги, картона, бросового материала для изготовления игрушек.
Какие требования предъявляются к организации предметно-развивающей среды?
Разнообразие и доступность материалов для художественного ручного труда (бросовый, природный, художественный и др.), их соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.
Разнообразие трудового инвентаря (для хозяйственно-бытового труда, труда в природе и на участке), соответствие его возрастным особенностям детей.
Эстетизация и привлекательность трудового оборудования, наличие формы для труда, эстетически оформленного рабочего места для трудовой деятельности.
Гигиенические условия для организации труда детей (приспособление орудий труда к физическим возможностям детей, регуляция освещения, проветривание, безопасность орудий труда).
Наличие пособий, стимулирующих детскую трудовую активность ( модели обучения трудовым процессам, алгоритмы сервировки стола, технологические и пооперационные карты, памятки техники безопасности, выставки детских работ и др.).
Наличие условий для самостоятельной трудовой деятельности детей, дежурств (уголки дежурных, памятки для дежурных).
Наличие центров для различных видов труда (уголки ручного труда, кукольное ателье, уголок труда в природе и др.) с учётом полоролевой дифференциации и интересов детей.
Создание условий для организации труда детей за пределами группы (цветник, огород, зимний сад).
Постоянно обновляющаяся по мере ознакомления с трудовыми процессами игровая материальная среда (игрушки, предметы-заместители, детская бытовая техника, игровые уголки и др.).
Привлечение детей к изготовлению моделей трудового процесса, моделей техники работы с различными орудиями труда, альбомов выкроек, чертежей и т.д.
Привлечение детей к изготовлению пособий для группы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, элементов украшения к празднику, к выполнению «заданий» сотрудников детского сада (пришивание пуговиц к халатам, выжигание рисунка на разделочных досках и т.д.).
Таким образом, организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.