Консультация для педагогов "Популяризация инновационной познавательно-исследовательской деятельности в работе с родителями"
Консультация для педагогов "Популяризация инновационной познавательно-исследовательской деятельности в работе с родителями"
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В ходе консультации родители знакомятся с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Популяризация инновационной познавательно-исследовательской деятельности в работе с родителями"»
Консультация для педагогов
«Популяризация инновационной познавательно – исследовательской деятельности в работе с родителями»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.
Анкетирование среди родителей старших дошкольников выявило, что родители положительно относятся к желанию детей экспериментировать, создавать совместные проекты, и понимают, что роль исследовательской деятельности в развитии ребенка занимает не последнее место.
Пространственная предметно-развивающая среда группы: должны быть оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы, увеличительные стёкла и др.), неструктурированные материалы (песок, вода).
Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Создаются специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности и популяризации исследовательской активности ребенка – дошкольника необходимо проводить систематическое информирование через родительские уголки «Познавательная активность детей», мастер-класс, тематические выставки, всесезонное посещение родителями прогулок, создание семейных и групповых альбомов, организация фотовыставок, папки – передвижки, проекты.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, кухня. Эксперимент можно провести во время любой деятельности (рисование).
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста.
- Что плавает а, что тонет?
- Куда деваются сахар и соль?
- Какого цвета вода?
- Куда девалась вода? (ткань)
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины.
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!
Функциональное назначение: «Лаборатория»,
или «Мини-лаборатории для проведения опытов»,
или «Центр экспериментирования»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Познавательное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
1. Размещается подальше от игровых зон.
2. Деятельность осуществляется под руководством воспитателя.
3. Стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детей.
4. Располагается вблизи источника света.
5. Соответствующая высота размещения оборудования.
6. Располагается в непосредственной близости от «Центра познания» и «Центра природы».
7. Оборудование должно располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту игры с любой стороны
1. Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познание свойств и возможностей материалов.
2. Деятельность по овладению новыми способами их обследования и по закреплению полученных ранее навыков обследования
• Снег, лед, земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений.
• Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.
• Стол с клеенкой.
• Подносы.
• Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей.
• Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы.
• Формочки для изготовления цветных льдинок.
• Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны).
• Трубочки для продувания, просовывания.
• Игрушки со светозвуковым эффектом.
• Волшебный мешочек.
• Мыльные пузыри.
• Маленькие зеркала.
• Магниты.
• Электрические фонарики.
• Бумага, фольга.
• Театр теней.
• Различные соломки и трубочки для пускания мыльных пузырей.
• Мокрый и рассыпчатый снег.
• Ведерко с дырочкой на дне.
• Кулечек с небольшим отверстием (узоры на цветной дорожке).
• Подкрашенная вода разных цветов и оттенков.
• Пипетки, краски разной густоты и насыщенности.
• Деревянные катушки из-под ниток.
• Стекла разного цвета.
• Увеличительное стекло.
• Поролоновые губки разного размера, цвета, формы.
• Набор для экспериментирования с водой: емкости 2–3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и т. д.).
• Набор для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия – совочки, лопатки, ведерки, грабельки.
• Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки